сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
 

Вебинары HRM.RU

Прогноз эффективности кандидатов на основе тестов
Начало 26.05.2017 12.00 (по московскому времени)

Полный список вебинаров

События

полный список

Последние обсуждения

  20.07.2018 14:45:45
Обязаны ли вы создавать архив для хранения кадровых документов?
  10.07.2018 16:23:12
Контент-менеджер
  22.05.2018 18:32:10
Ораторское мастерство для жизни
  21.05.2018 12:49:59
Ярмарка вакансий 31 мая
  21.05.2018 12:33:42
Устойчивое развитие вместе с 3М — полное погружение


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы


Закрепление в новом Трудовом Кодексе России гарантий прав граждан в сфере содействия занятости и трудоустройства


Основные права граждан в сфере занятости и трудо устройства закреплены в Конституции РФ. В частности, ст. 37 Конституции устанавливает, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы.
Тематические разделы:
Трудовое право и делопроизводство
Трудовое право и делопроизводство : Трудовые отношения
Статьи : Социально-трудовые отношения

Источник: ''Управление персоналом'' #7, 2000

Автор: Ж. Горбачева, ст. преподаватель кафедры трудового права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук

Дата публикации: 18.12.2000



Основные права граждан в сфере занятости и трудо устройства закреплены в Конституции РФ. В частности, ст. 37 Конституции устанавливает, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы. В свою очередь, государство обязуется гарантировать гражданам наиболее эффективное осуществление указанных прав, что прежде всего следует из конституционного положения, согласно которому Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).
Необходимость вмешательства государства в регулирование отношений в сфере занятости и трудоустройства вытекает также из международно-правовых документов. В частности, ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (принят ООН в 1966 году) признает, что право на труд включает в себя право каждого на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается. Одновременно в названном пакте фиксируется обязанность государств предпринимать надлежащие меры к обеспечению права на труд (к числу которых можно отнести и мероприятия по содействию занятости населения, проводимые, например, государственной службой занятости).
Содействие странам в повышении производительной и свободно избранной занятости и в конечном итоге достижении полной занятости является одной из главных задач деятельности Международной организации труда, что закрепляется Филадельфийской декларацией (принята 10 мая 1944 года на 26-й сессии Международной конференции труда). В частности, МОТ стремится "способствовать принятию странами мира программ, имеющих целью... полную занятость и повышение жизненного уровня", принимая во внимание тот факт, что "нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния". В рамках реализации этой общей миссии МОТ призвана проводить активную деятельность в сфере расширения занятости путем содействия сбалансированному и долгосрочному экономическому росту в сочетании с разумной социальной политикой; снижения уровня бедности посредством принятия мер, направленных на содействие оплачиваемой производительной занятости; повышения эффективности труда и качества занятости в формальном и неформальном секторах экономики; особой поддержки наименее защищенных категорий граждан, испытывающих трудности на рынке труда1. Приведенные базовые принципы были детализированы в ряде правовых актов МОТ, среди которых прежде всего следует отметить Конвенцию № 97 (1949 г.) о трудящихся-мигрантах и одноименную Рекомендацию; Конвенцию и Рекомендацию №122 о политике в области занятости (1964 г.) и ряд других.
Основные направления государственной политики Российской Федерации в рассматриваемой сфере перечисляются в Законе РФ "О занятости населения в РФ" от 19 апреля 1991г., с последующими изменениями и дополнениями (далее - Закон о занятости)2, в соответствии с которым государство проводит политику содействия реализации прав граждан, нацеленную на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. В частности, государственная политика направлена на развитие трудовых ресурсов, обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ в осуществлении права на добровольный труд в сочетании с разработкой специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалидов, женщин, лиц, впервые ищущих работу, и др.).

В реализации указанных направлений государственной политики значительная роль должна принадлежать правовым нормам. Анализ же действующего российского законодательства, регулирующего отношения в сфере занятости и трудоустройства, не позволяет сделать вывод о существовании эффективного механизма правового регулирования в данной сфере. Вместе с тем проблемы, возникающие в сфере занятости и трудоустройства, относятся к числу наиболее актуальных в России. Известно, что сегодня в качестве основной предпосылки трудоустройства выступает безработица, которая приводит к различным негативным последствиям социального, экономического и психологического характера. И хотя, согласно статистическим данным, на июнь 1999 г. уровень регистрируемой безработицы в РФ составлял 2,2%, то есть 10,6 миллионов человек3 (при этом минимальный уровень безработицы в крупных городах, в частности, в Москве - 0,6%4), данные об уровне безработицы в регионах позволяют оценивать ситуацию как критическую, поскольку соответствующие цифры превышают общероссийские показатели в полтора-три раза5.
Однако большинство специалистов небезосновательно полагают, что реальный уровень безработицы значительно выше. Подобные выводы базируются прежде всего на таком объективно существующем явлении на российском рынке труда, как скрытая безработица. Данный термин по-разному трактуется специалистами различных областей знания. В самом общем виде скрытая безработица распространяется на ситуации, когда работник, формально состоящий в трудовых правоотношениях с работодателем, не может быть на практике обеспечен работой по причинам экономического характера. Некоторые экономисты считают скрытой безработицей случаи, когда работодатель использует способности конкретного работника не полностью, что создает угрозу уровню квалификации работников6. Как отмечается в литературе, безработица с учетом скрытой ее формы может быть оценена как превышающая официально зарегистрированную в 5 раз7.
Проявлением скрытой безработицы является неполная занятость, оценить масштабы которой также представляется проблематичным. Существующие социологические исследования позволяют считать неполную занятость весьма распространенным в России явлением8. Так, например, только в Москве в первой половине 1999 года почти 4% работников крупных и средних предприятий работали на условиях неполной рабочей недели9.
Ситуация с безработицей в еще большей степени осложняется, если принять во внимание существование так называемого неформального сектора экономики, масштабы которого также практически невозможно оценить объективно. Как отмечается в социологической литературе, неформальный сектор может охватывать следующих работающих граждан: 1) самостоятельно обеспечивающих себя работой; 2) работников малых предприятий, не зарегистрированных в установленном порядке; 3) лиц, работающих без какого-либо юридического оформления трудовых отношений, в том числе работников так называемого формального сектора, осуществляющих дополнительно какую-либо деятельность без соответствующего оформления или регистрации, и ряд других. Примечательно, что неформальный сектор экономики включает в себя не только работников неквалифицированного труда, но и высококвалифицированных специалистов10. Результаты социологических опросов свидетельствуют о том, что почти 60% граждан, помимо основного места работы, имеют дополнительный источник дохода, и возникающие при этом отношения не оформлены юридически11.
С правовой точки зрения проблема существования неформальных трудовых отношений влечет за собой снижение уровня гарантий прав работающих, а также сложности с определением правового статуса лица, обратившегося в государственные органы по вопросам занятости за содействием в трудоустройстве (в частности, возникают затруднения при решении вопроса о том, относится ли гражданин к категории занятых).
Современный рынок труда в России характеризуется также рядом других не менее важных проблем (постоянным ростом безработицы, наличием трудностей в трудоустройстве граждан, особенно наиболее нуждающихся в повышенной социальной защите). Таким образом, несмотря на благополучные на первый взгляд статистические оценки уровня безработицы, можно с определенной степенью уверенности полагать, что проблема безработицы в России относится к разряду глобальных.
Необходимость вмешательства государства в сферу занятости и трудоустройства, в том числе посредством разработки правовых норм, вызвана также ростом миграции в России. Согласно статистическим данным, только в 1998 году общая численность прибывших в РФ граждан в целях постоянного проживания составляла 243,3 тысячи человек, в то время как покинули Россию всего лишь 32,5 тысячи человек. На практике очень сложно определить конкретное число мигрантов, которые приезжают в Россию и претендуют на рабочие места, особенно если принять во внимание существование нелегальной миграции с целью временного трудоустройства, которое, как правило, не оформляется юридически. Бесспорным остается лишь факт общего роста миграции в Российскую Федерацию и, как следствие, существования проблем в сфере трудоустройства мигрантов12.
Закрепление гарантий прав граждан в сфере трудоустройства приобретает особую актуальность в России и в связи с деятельностью негосударственных агентств по трудоустройству. Создание негосударственной системы трудового посредничества в России относят к началу 1990-х годов. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 250 негосударственных агентств по трудоустройству, большая часть которых действует в крупных городах - Москве, Санкт-Петербурге13.
Следует признать, что складывающиеся общественные отношения с участием негосударственных агентств по трудоустройству не урегулированы в достаточной степени законодательством. Вместе с тем необходимость вмешательства права (и особенно - трудового) в данную сферу общественных отношений объективно существует. Так, практически всеми агентствами применяются различные тесты для отбора персонала, требования к проведению которых не установлены законодательством. В целях разработки более эффективных соответствующих правовых мер полезно изучить опыт зарубежных стран, где существуют специальные правовые нормы, направленные на регулирование процесса отбора кадров как работодателями, так и негосударственными агентствами. Так, например, Германское гражданское уложение запрещает (за рядом исключений) сообщать о вакансиях только для мужчин или только для женщин14. Подобные требования нередко предъявляются российскими негосударственными агентствами по трудоустройству.
Существует еще одна важная проблема, связанная с деятельностью негосударственных агентств по трудоустройству, которая также обойдена вниманием российского законодателя. В последнее время широко распространенная за рубежом практика "временного трудоустройства" (temporary employment) начинает применяться и в России. Речь идет о так называемых "треугольных отношениях", одной из сторон которых выступает агентство, предоставляющее работу лицу, которое заключает договор с агентством, а не с организацией-работодателем. И хотя сегодня практика "временного трудоустройства" не особо распространена на российском рынке труда (пока на территории РФ временный найм применяется иностранными агентствами по трудоустройству - например, Kelly Services), надежды на то, что "временное трудоустройство" представляет собой одно из наиболее прибыльных направлений деятельности негосударственных агентств по трудоустройству в будущем, неоднократно высказывались работниками таких агентств. Следовательно, широко обсуждаемая за рубежом (в том числе и на уровне МОТ15) проблема гарантий социально-трудовых прав лиц, работающих на условиях временного трудоустройства, в скором времени может коснуться и России16. Вместе с тем состояние правового регулирования общественных отношений с участием негосударственных агентств по трудоустройству является неудовлетворительным, если не сказать, что оно характеризуется весьма существенными пробелами.
Приведенные выше положения позволяют оценить способность складывающегося в России рынка труда к саморегуляции как незначительную. Все еще остается объективная необходимость в использовании элементов государственного регулирования (включая правовое), направленного на решение разнообразных проблем занятости и трудоустройства. Особая роль в решении данных проблем должна отводиться трудовому праву, поскольку речь идет прежде всего о гарантиях реализации права на труд. Вне всякого сомнения одним из направлений реформирования трудового права должно быть признано создание адекватной системы обеспечения реальной возможности граждан трудиться в целях наиболее эффективной реализации прав человека и гражданина в сфере труда. Известно, что отношения по трудоустройству в определенной степени включаются в предмет данной отрасли, как иные тесно связанные с трудовыми и по общему правилу им предшествующие. Поэтому вопросы занятости и трудоустройства не могут быть обойдены вниманием при разработке нового Трудового кодекса России.
Как уже отмечалось выше, вопросам правового регулирования отношений в сфере занятости и трудоустройства посвящен Закон о занятости. Данным законом определяются правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе указывается на особую роль трудоустройства в реализации прав граждан в сфере труда и занятости. Вместе с тем закон не охватывает всех вопросов трудоустройства, в частности, отсутствуют конкретные меры ответственности работодателей за его несоблюдение, имеют место некорректные формулировки, неточно определяет правовое положение всех участников правоотношений по содействию занятости и трудоустройству. Внесенные изменения в указанный правовой акт не восполнили всех существующих пробелов. Неудивительно, что практическое применение норм Закона о занятости обнаруживает определенные недостатки, на которые указывали работники органов по вопросам занятости17.
Анализируя структуру и содержание закона о занятости, нельзя не заметить, что большая часть закона посвящена гарантиям социальной поддержки безработных (выплате пособий по безработице, стипендий на период переобучения по направлению службы занятости), в то время как основные права граждан в сфере трудоустройства не конкретизированы, а принципы правового регулирования занятости и трудоустройства не систематизированы. Вместе с тем следовало бы включить в Закон о занятости положения, определяющие права и ответственность органов исполнительной власти, участвующих в разработке и реализации государственной политики. При характеристике права на трудоустройство и иных прав в сфере занятости отдельных категорий населения целесообразно в большей степени применить адресный подход (зависимость объема гарантий от среднедушевого дохода и иных социально-экономических показателей). Как справедливо отмечалось в юридической литературе, российский Закон о занятости представляет собой в большинстве его норм обязательственный акт, и в этом смысле трудно не согласиться с предложением о переименовании названного закона, например в Закон о государственных гарантиях населению в сфере занятости (в том случае, если логика закона не изменится)18.

Основополагающие принципы правового регулирования отношений в сфере занятости и трудоустройства, не говоря уже о наиболее важных терминах и характеристике правового статуса субъектов, практически не закреплены и в действующем КЗоТе РФ. Так, в кодексе правовое регулирование трудоустройства представлено в виде перечисления гарантий при приеме на работу, запрещения необоснованных отказов, гарантий стабильности трудового правоотношения, гарантий реализации права на труд, которые в большей степени касаются высвобождаемых работников (глава III-А). Вместе с тем следовало бы более определенно сформулировать критерии необоснованного отказа, конкретизировать ответственность за проявление дискриминации при заключении трудового договора. Таким образом, как и нормы Закона о занятости, нормы действующего КЗоТ РФ нуждаются в совершенствовании.
Помимо указанных Закона о занятости и кодекса, в рассматриваемой сфере действует множество нормативных актов различного уровня, не систематизированных и во многом противоречащих друг другу, что приводит к неоднозначному толкованию весьма существенных понятий (таких, как право граждан на трудоустройство, способы содействия (обеспечения) занятости); а также к нечеткости в определении правового статуса субъектов правоотношений. Последнее особенно касается трудоустройства определенных категорий граждан, так как указанная группа субъектов по-разному называется в различных нормативных актах, что приводит на практике к разного рода сложностям в предоставлении им услуг по трудоустройству в приоритетном порядке. Таким образом, анализ различных нормативно-правовых актов подзаконного уровня также приводит к выводу о несовершенстве правовой базы занятости и трудоустройства и прежде всего о необходимости формирования и закрепления самых основных понятий и категорий. Представляется, что значительная часть последних должна содержаться в Трудовом кодексе, прежде всего по причине включения возникающих в сфере занятости и трудоустройства определенных отношений в сферу регулирования трудовым правом. Перечисление в Трудовом кодексе всех включаемых в предмет трудового права правоотношений представляется более чем логичным, что предполагает включение в текст кодекса и указания на отношения, возникающие в сфере занятости и трудоустройства. При этом было бы желательным раскрыть основные элементы данных правоотношений с тем, чтобы стало понятно: какие же из всех многообразных, существующих в сфере занятости и трудоустройства общественных отношений регулируются именно трудовым правом19. Следовательно, в Трудовом кодексе необходимо определить самые существенные понятия, касающиеся различных аспектов правоотношений в сфере занятости и трудоустройства как элемента предмета трудового права.
Таким образом, в свете известной сложности ситуации на рынке труда России, а также отмеченных недостатков правового регулирования и прежде всего - Закона о занятости, который, по сути дела, не может претендовать на роль комплексного источника правового регулирования всех отношений, возникающих в сфере занятости и трудоустройства, неизбежно формулируется вывод о целесообразности обогащения Трудового кодекса специальным разделом, посвященным вопросам трудоустройства и занятости. Такая позиция основана и на международно-правовом видении отраслевой принадлежности норм, регулирующих отношения в сфере занятости и трудоустройства, о чем отмечалось выше.
В этой связи может возникнуть вопрос: насколько все же необходимо посвящать столь значительное место в Трудовом кодексе вопросам занятости и трудоустройства, тем более что действует специальный закон в рассматриваемой сфере. Ответ на вопрос о существовании соответствующих правовых норм в Трудовом кодексе зависит от ряда обстоятельств, среди которых прежде всего следует принять во внимание, во-первых, общую концепцию построения нового Трудового кодекса и, во-вторых, состояние правовой базы на сегодняшний день. Последнее в общих чертах уже было охарактеризовано выше. Действительно, представляется логичным урегулировать все возникающие в сфере занятости и трудоустройства общественные отношения в силу их многообразия и некоторой разнородности (в том числе и отнесенные к предмету трудового права) специальным комплексным нормативно-правовым актом. В настоящее время таким актом должен быть Закон о занятости, который по оценкам как теоретиков, так и практиков не отвечает требованиям комплексного нормативно-правового акта. Последнее не позволяет рассматривать Закон о занятости в качестве источника, в достаточной степени полно и грамотно регулирующего все аспекты общественных отношений, складывающихся в сфере занятости и трудоустройства.
Что касается концепции построения нового Трудового кодекса, то в этой связи хотелось бы привести следующие соображения.
Если будущий Трудовой кодекс принимается только для регулирования непосредственно отношений, возникающих между работником и работодателем (то есть охватывает трудовое правоотношение, оставляя за пределами регулирования так называемые иные, связанные с трудовым, отношения), то необходимо направить все усилия на совершенствование правовой базы занятости и трудоустройства и прежде всего - Закона о занятости. Вместе с тем проект Трудового кодекса не должен указывать на какие-либо иные правоотношения, включаемые в предмет трудового права (например, возникающие в сфере надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, возникающие в связи с обучением на производстве, и ряд других), или по крайней мере не посвящать им специальных разделов. При этом исключение из Трудового кодекса раздела о занятости и трудоустройстве позволит сделать неверный на сегодняшний день вывод о возможности исключения из трудового права института трудоустройства и занятости.
Если рассматривать Трудовой кодекс как нормативно-правовой акт, весьма детально регламентирующий не только непосредственно трудовое правоотношение, но и уделяющий достаточно большое внимание и иным, тесно связанным (в том числе и отношениям, возникающим в сфере занятости и трудоустройства), то есть посвященный всем отношениям, включаемым в предмет трудового права (что представляется более сложным, но более правильным, поскольку, во-первых, в большей степени позволяет очертить сферу регулирования отрасли и, во-вторых, является более актуальным в свете указанных несовершенств действующего законодательства о занятости), то включение в Трудовой кодекс норм, регулирующих соответствующие отношения в сфере занятости и трудоустройства, представляется вполне логичным. Немаловажным будет также перечисление основных принципов правового регулирования данных отношений, указание на их субъектный состав и все остальные необходимые характеристики правоотношений.
Следует отметить, что предлагаемые проекты Трудового кодекса в основном выбирали второй из приведенных способов, то есть не ограничивались характеристикой только непосредственно трудового правоотношения, а содержали также нормы, посвященные и иным, тесно связанным с трудовым, смежным правоотношениям, причем в ряде случаев весьма подробно (это касается, например, социального партнерства). При этом такой элемент предмета трудового права, как правоотношения в сфере занятости и трудоустройства, почему-то был обойден вниманием (имеется в виду комплексный подход к характеристике данных правоотношений). Таким образом предлагаемые проекты Трудового Кодекса создавали вероятность сужения предмета трудового права за счет исключения из него отношений, связанных с трудоустройством и занятостью.
Более того, в некоторых проектах определение предмета трудового права дается весьма неконкретно. Так, в проекте, внесенным депутатом Головым А.Г., согласно ст.1 Трудовой кодекс регулирует правоотношения между юридически свободными и независимыми работниками и работодателями, возникающие на основе трудового договора в процессе трудовой деятельности работника в интересах работодателя за вознаграждение, а также связанные с ними правоотношения, предшествующие трудовой деятельности, сопутствующие и вытекающие из нее. Данное определение позволяет догадываться о возможности включения в сферу регулирования трудовым правом отношений по трудоустройству как предшествующих трудовым. Вместе с тем приведенное определение предмета не выдерживает критики не только с точки зрения науки трудового права, но и с позиций общей теории права, поскольку известно, что правоотношения - уже урегулированные нормами права общественные отношения.
Согласно проекту, разработанному по инициативе Фонда рабочей академии и внесенному депутатом Авалиани Т.Г., Трудовой кодекс регулирует взаимоотношения собственников и работников в целях реализации их интересов в связи с заключением между ними и реализацией трудовых договоров и соглашений. Из данного определения также не следует того, что отношения по трудоустройству и занятости относятся к предмету регулирования Трудовым кодексом и соответственно трудовым правом.
В проекте Трудового кодекса, предложенном Правительством РФ, содержится определение предмета трудового права как отношений работников и работодателей, возникающих в связи с заключением и реализацией трудовых договоров, коллективных договоров и соглашений. Очевидно, что таким образом предмет не только не конкретизируется, но и создаются реальные возможности сужения сферы действия трудового права. Вместе с тем если принять во внимание то, что в числе основных начал трудового законодательства в проекте указывается и обеспечение прав на содействие занятости и на защиту от безработицы, то можно предположить, что поскольку это отнесено к принципам трудового права, то по крайней мере ряд норм по этому поводу в кодексе должен присутствовать.
К достоинствам предложенного Правительством РФ проекта Трудового кодекса следует отнести включение в него раздела "Защита персональных данных работника", нормы которого должны применяться и к регулированию отношений в сфере занятости и трудоустройства. При этом хотелось бы, чтобы законодатель дополнил данный раздел также нормами, гарантирующими права трудоустраиваемых (например, реализуемые в процессе применения в отношении граждан всякого рода тестирований и осуществлении работодателем иных способов отбора кадров). Современное законодательство зарубежных стран, соответствующее принципам рыночной экономики, значительное внимание уделяет данным вопросам. Представляется, что подобные правовые нормы должны существовать и в России.
В заключение хотелось бы отметить, что в настоящее время пока еще рано говорить о выделении правовых норм, регулирующих отношения в сфере содействия (обеспечения) занятости в самостоятельную отрасль права, в частности, по причине их разрозненности. Объединение же данных норм в межотраслевой институт, с чем в большей степени можно согласиться, предполагает то, что определенная часть этих норм все-таки включается в трудовое законодательство. Так, представляется, что общественные отношения, возникающие в процессе трудоустройства с участием государственных органов по вопросам занятости и имеющие своей целью заключение трудового договора (контракта), в значительной степени регулируются методами трудового права, что позволяет их отнести к предмету этой отрасли. Все это означает, что соответствующие нормы должны содержаться в Трудовом кодексе.

Примечательно, что трудовое законодательство ряда зарубежных стран развивается по пути расширения его сферы действия и, в частности, за счет включения в сферу его регулирования вопросов занятости и трудоустройства. Так, например, Трудовой кодекс Франции состоит из девяти книг, одной из которых является занятость и трудоустройство20.
Таким образом, принимая во внимание как современное состояние рынка труда в России, так и уровень правового регулирования отношений в сфере содействия занятости и трудоустройства, а также следуя предлагаемым концепциям построения проектов Трудового кодекса, представляется целесообразным включить в новый Трудовой кодекс следующие положения:

  • указание на правоотношения в сфере содействия (обеспечения) занятости и трудоустройства как на элемент предмета трудового права;
  • характеристика правового статуса всех участвующих в данных правоотношениях субъектов с закреплением прав граждан в указанной сфере, включая право на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, учитывая основные тенденции международно-правового регулирования труда, а также права граждан на трудоустройство;
  • закрепление основных гарантий прав граждан в сфере занятости, к которым, в частности, относятся трудоустройство, переподготовка и повышение квалификации с участием органов по вопросам занятости, профориентация и др.;
  • перечисление основных существующих и закрепленных различными нормативно-правовыми актами видов трудоустройства (в зависимости от категорий граждан, трудоустраиваемых) и формы трудоустройства (в зависимости статуса посреднического органа);
  • определение роли негосударственных агентств по трудоустройству как посредников в трудоустройстве;
  • меры ответственности работодателей за нарушение законодательства в сфере занятости и трудоустройства, в том числе за проявление дискриминации, незаконных тестирований и ряд других.
  • Share |

     

    Версия для печати

    Читайте также
    Утверждена форма уведомления о привлечении иностранцев


    Измеряем затраты рабочего времени

    Пока специалисты гадают, достигла ли экономика Украины дна кризиса, компании продолжают сокращать все виды затрат. Оптимизировать расходы, а значит, и улучшить положение предприятия, помогут прогрессивные методы организации труда.

    Документальное оформление командировок


    Как вести себя, когда вас увольняют?

    Что говорить и делать в такой ситуации, чтобы не натворить глупостей?Начальник вызывает вас к себе и объявляет, что вы уволены. Будь то гром среди ясного неба или ожидаемый вердикт, в любом случае неприятно.

    Профстандарты станут обязательными в некоторых случаях
    Имя 
    Пароль  забыли?
    Присоединяйтесь!

    Новые материалы

       Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
       Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
       Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
       Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
       Сколько в среднем получают владимирские врачи?


    Последние комментарии

      
       мне приятно Вас читать 99 % читаемое мной - мусор... А на ваших постах глаза отдыхают 
       Действительно, Эдуард, что это я! Всё ещё hr, всё ещё пишу - с удовольствием вернусь)))
       Марина, вы вернетесь к нам или уже все?)
       вы можете оставлять активную ссылку на источник 
    Все статьи


    Интервью




    Публикую статью Алексея Королькова с видеокомментарием
    все интервью


    О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM