сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
 

Вебинары HRM.RU

Прогноз эффективности кандидатов на основе тестов
Начало 26.05.2017 12.00 (по московскому времени)

Полный список вебинаров

События

  01.07.2017
Тренинг «Оценка кандидата по компетенциям», Москва, 1 июля
  27.07.2017
Тренинг «Рекрутинг в IT. Практика», Москва, 27 июля
  29.07.2017
Тренинг «Экстремальный подбор или с бюджетом каждый сможет», Москва, 29 июля
полный список

Последние обсуждения

  21.06.2017 10:36:55
Скажите честно, вы уже автоматизировали свой рекрутмент?
  30.05.2017 14:44:13
Помощник HR менеджера
  30.05.2017 9:20:41
Отрицательные отзывы от бывших сотрудников
  29.05.2017 18:22:42
Видеорезюме на позицию начальник отдела корпоративного кредитования в банке
  16.05.2017 23:21:01
Доступ к кабинетам на hh.ru и суперджоба


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы


Все начинается с хвоста


ID – это системный подход к обучению

«ID – это системный подход к обучению, который диктует определенную последовательность действий при создании курса, учебного материала или сценария занятия. И очевидно, что это не только проектирование. Тут и проектирование, и дизайн, и создание, и оценка эффективности». Представляем экспертную статью Елены Тихомировой, генерального директора компании Центр eLearning, основателя сообщества eLearning PRO.

Тематические разделы:
Обучение и развитие персонала : Дистанционное обучение : Педагогический дизайн
Статьи : Обучение и развитие

Автор: Елена Тихомирова, генеральный директор компании Центр eLearning, основатель сообщества eLearning PRO

Дата публикации: 14.09.2011



Елена Тихомирова, генеральный директор компании Центр eLearning, основатель сообщества eLearning PRO

От редакции:
Представляем экспертную статью, написанную специально по нашей просьбе.

Идея обращения к экспертам родилась после завершившегося конкурса на лучший учебный курс CourseLab 2011, который, помимо всего прочего, является еще и оценкой состояния дел в сфере электронного образования, создания электронных курсов. Оценщики курсов высказали ряд критических замечаний, на ряде ресурсов (в том числе у нас на портале) дискуссия вышла на уровень понимания роли и места педагогического дизайнера в создании электронных курсов, методологических оснований создания данных курсов.

Одна из гипотез состояния дел в создании электронных курсов была следующей: проблемы педдизайнеров связаны …. с переводом… Английский термин «Instructional Design» принято переводить у нас как «Педагогический дизайн», в то время как задолго до появления этого термина в советской педагогике существовал термин «Педагогическое проектирование».

Далее я боюсь выглядеть ангажированым, поскольку сам участвовал в дискуссиях, и сразу перехожу к вопросам. Я обратился к экспертам со следующими вопросами:

1. Как правильно ли, на ваш взгляд, должен быть переведен термин «Instructional Design»: «Педагогический дизайн», «Педагогическое проектирование» или вообще другое?

2. «Педагогический дизайн» и «Педагогическое проектирование» - это про одно и тоже или про разное?

3. Если мы заменим «Педагогический дизайн» на «Педагогическое проектирование» (или какой-то другой термин) со всеми вытекающими, изменится ли ситуация дел в сфере создания электронных курсов?

Экспертную статью Андрея Дюсьмикеева, генерального директора компании «МедиуМ», можно прочитать здесь >>

Елена Тихомирова: Все начинается с хвоста

Вот уж поистине трудности перевода. Педагогический дизайн или педагогическое проектирование? Или может какой-то другой термин? В попытке как-то разобраться пришлось достать с полок все толковые словари, прописаться на пару дней в википедии и перерыть все, что было в Интернете. И вся проблема вовсе не в том, что я не понимаю смысла каких-то из выше упомянутых слов, проблема в том, что я никогда не задумывалась о том, что они имеют разное значение и, более того, что перевод может влиять на распространение и на применение самой сути этих понятий. Так, кажется, я все-таки перечитала научных трудов…

Итак, начнем с того, как именно переводить термин «Instructional design»? Трудности перевода очень часто приносят в наш обиход слова, которые не совсем соответствуют оригиналу. По нашему вопросу есть два варианта:

  • педагогическое проектирование;
  • педагогический дизайн.

    Тут чтобы быть максимально точными нужно посмотреть на определения слов «проектирование» и «дизайн». Я смотрела по паре словарей и по википедии и пришла к выводу, что проектирование – это создание проекта, прототипа предполагаемого объекта. А вот дизайн в ряде случаем определяется как «…творческий метод, процесс и результат…». То есть дизайн – вроде как создание чего-то, процесс с результатом в виде конечного продукта. А вот проектирование в итоге дает лишь прототип.

    Но и тут можно сильно спорить с точки зрения определений, коннотаций и трактовок. Поэтому я пришла к выводу, что нужно еще посмотреть и на саму суть «instructional design» или ID, в чем его идея? А идея такова - есть некая фундаментальная база, теории, философии и учения, которые определяют то, как человек учится. Мотивацию, сам физиологический процесс познания, когнитивную нагрузку, и многое другое.

    Чтобы не оставлять все это в теории, ID предлагает последовать ряду шагов, которые помогают правильно разложить ситуацию обучения, сделать нужные выводы и подобрать варианты (стратегии) обучения наилучшим образом. Под «наилучшим» тут понимается вариант, которые наиболее эффективно позволяет добиваться поставленной цели обучения.

    Итак, на основе теорий, исследований и философий предлагается сперва хорошо подумать, а потом приступать к обучению. О чем подумать тоже определено:

  • Кого мы будем обучать? Кто эти люди и каковы их особенности?
  • Каков контекст обучения?
  • Каковы цели обучения и что именно они обозначают?
  • Что значит делать то, что мы требуем от слушателя? Почему нужно делать так, а не иначе?

    Только после того, как мы собрали полную и исчерпывающую информацию о ситуации, с которой мы имеем дело, нам предлагается искать стратегию доставки знаний. В большинстве работ по ID выбор стратегии зависит от домена знаний, то есть от тому, чему мы будем учить – терминам, процессу, процедуре или же хотим изменить отношение. Есть также вариант подбора стратегии по другим параметрам, но так или иначе они все приводят к разделению учебных целей по доменам. Да, еще отдельное внимание ID уделяет постановке целей, потому что от этого зависит оценка эффективности. Последняя является неотъемлемой частью ID и предполагает проверку проведенного обучения и усовершенствование новой версии курса или программы.

    В итоге получается, что ID – это системный подход к обучению, который диктует определенную последовательность действий при создании курса, учебного материала или сценария занятия. И очевидно, что это не только проектирование. Тут и проектирование, и дизайн, и создание, и оценка эффективности. В итоге получается, что у этого процесса есть готовый продукт – результат обучения. И по определению больше подходит слово «дизайн», так как там есть некоторая законченность.

    Итак, я все-таки голосую за перевод «педагогический дизайн». Однако, этот вариант не снимает у меня сомнений относительно первой части словосочетания. Я не уверена, что это именно «педагогический» дизайн, потому как «instructional» переводится как «учебный», а не как «педагогический». При этом «педагогика» - это наука об обучении и воспитании детей в первую очередь. Мы же работаем со взрослыми. А это уже андрагогика. Получается, что перевод «педагогический дизайн» не точный со всех сторон. Но если мы понимаем, о чем идет речь, то так ли важна аптечная точность перевода?

    Остается другой вопрос, который поставили передо мной: изменит ли что-то в электронном обучении, в его качестве и эффективности, правильный перевод термина “instructional design”? Вот тут мне кажется и кроется самая большая трудность, потому как дело не в термине, а в понимании задач разработчика курсов. Если все, что от него требуется, это собрать материалы, оформить их в слайды и снабдить какими-то иллюстрациями, то какой бы перевод у ID не был, он тут просто не поможет. Не поможет работа с определениями и тогда, когда никто не думает про то, что именно есть эффективность электронного курса.

    Все начинается с хвоста. Сначала нужно понять, что мы хотим получить в итоге и каков должен быть результат обучения. Потом нужно понять, с кем мы будем иметь дело, что за люди, что знают, а что нет. Потом нужно понять, как учить тому, чему учить нужно. Потом нужно создать учебный материал помня про все те выводы, которые мы сделали. Потом нужно провести обучение и проверить эффективность. То есть проверить – получилось ли у нас то, о чем мы говорили в начале, о чем мечтали.

    Да, все это удлиняет процесс разработки курса, делает его более сложным и даже может потребовать иных знаний у сотрудника (потому как теории обучении и когнитивной нагрузки тут будут очень актуальны), но при этом обучение будет эффективным. И тогда не будет важно, как именно называется процесс, по которому шел разработчик – «педагогический дизайн» или «педагогическое проектирование». Хотя мне первое все равно ближе.


    При использовании материала ссылка на проект HRM обязательна

  • Share |

     

    Версия для печати     Обсудить на форуме

    Читайте также
    Секрет быстрого e-learning - чем проще, тем лучше

    Мы активно начали говорить про быстрый e-learning - в основном потому, что появились инструменты, позволяющие без особых специальных знаний создавать очень приятные электронные курсы. Все это, конечно, очень здорово - быстро, удобно, просто, подрядчик вроде как совсем не нужен. Но вот как обстоит дело с качеством? Что если мы просто берем и переносим PowerPoint презентации в другой формат, добавляя немного красивых "фишек"? Если происходит так, то качество теряется, причем серьезно. Как этого избежать?

    Оценка эффективности обучения. Какие инструменты используют российские компании?

    В апреле 2010 года компания Websoft провела опрос среди более 30 российских компаний на тему используемых в них инструментов оценки эффективности обучения. Также был проведен опрос по поводу инструментов, которые применяются для оценки эффективности обучения на Учебном портале.


    Несколько слов в защиту LMS (и почему у социального обучения есть будущее)
    Несколько слов в защиту LMS (и почему у социального обучения есть будущее)

    Тенденция критики LMS прослеживается в блогах, комментариях, постах, обсуждениях на LrnChat и в других местах на пространствах Интернета. В 90% случаев претензии предъявляются к слишком формальному характеру LMS, их недостаточной гибкости и невозможности для учащегося «управлять» процессом обучения.

    800 слов про педагогический дизайн

    Самое простое определение педагогического дизайна – системный подход к построению учебного процесса. Главное, что он позволяет выстроить единую систему из целей обучения, учебного материала и инструментов, доступных для передачи знаний. В основе педагогического дизайна – важность содержания курса, стиля и последовательности изложения материала, способов его представления.

    Имя 
    Пароль  забыли?
    Присоединяйтесь!

    Новые материалы

       Силуанов: индексация пенсий работающим пенсионерам может вернуться в 2020 году
       Cтруктура процесса аттестации персонала
       Как расторгнуть срочный трудовой договор на «декретной ставке»?
       Рейтинг 100 лучших вузов россии
       Как поднять свою стоимость на рынке труда

    Семинар
    "HR-Аналитика в R"

    Москва,20-21 июня


    ______________________________

    ВНИМАНИЕ
    Желаете узнать свою стоимость на рынке?

    Сколько я стою на рынке
    ______________________________
     
    Подпишитесь на
    рассылку
    Вебинары HRM

    *Подписка на НОВОСТИ HRM
    Пожалуйста, укажите ваш e-mail адрес:
      


    Последние комментарии

       Дарья, прислылайте мне на почту ваши обзоры   я буду сам публиковать
       вы ее в комментах разместили)  я могу поправить запомнили, как сейчас? я исправлю и увидите разницу
       Спасибо, статья размещена. Все ли в порядке ?
       спасибо, Дарья!   разобрались, как статьи размещать?) или помощь нужна?
       Розничный рынок – является одним из ключевых секторов бизнеса, как России, так и мира. И, несмотря...
    Все статьи


    Интервью




    Публикую статью Алексея Королькова с видеокомментарием
    все интервью


    О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM