![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
|
Прогноз эффективности кандидатов на основе тестов Начало 26.05.2017 12.00 (по московскому времени)
![]() |
Впервые о Blended learning (смешанном обучении) в России активно заговорили в 2005 году. Тогда вышло несколько статей на эту тему, в том числе переводных, и в секторе корпоративного обучения начали бурно обсуждать идею «смешивания». Сам термин «Blended learning», как и большинство «модных словечек» появился на западе в конце XX века. А в 2003-2004 «смешанное обучение» входило в десятку ТОПовых концепций в области корпоративного обучения США и западной Европы. В это же время на тему смешанного обучения нашими западными коллегами была проведена масса исследований, и написано более 40 книг. Что же понимают под смешанным обучением? Чаще всего под этим термином понимают объединение в одной учебной программе элементов очного и электронного обучения. Но есть и другие, более широкие определения этого термина. Согласно одному из них(*1) смешанное обучение объединяет противоположные, на первый взгляд, подходы - такие как формальное и неформальное обучение, общение "лицом-к-лицу" и общение "онлайн", управляемые действия и самостоятельный выбор пути, использование автоматизированных справок и связей с коллегами - чтобы достичь своих целей и целей организации. Другими словами смешанное обучение предполагает сочетание всевозможных форм и методов обучения, а также разнообразных подходов к организации учебного процесса. При этом программа смешанного обучения проектируется таким образом, чтобы максимально эффективно использовать основные плюсы каждого компонента, входящего в «смесь». На западе blended-подход очень популярен, и практически любая программа дистанционного обучения, является «смешанной программой», включая в себя помимо электронного курса различные поддерживающие мероприятия (очные или он-лайн). А как же обстоят дела в России? Мы постарались выяснить ответ на этот вопрос на конференции, организованной компанией Websoft в октябре этого года. В рамках конференции было организовано двенадцать круглых столов, один из которых был посвящен вопросу организации смешанного обучения. Мне доверили модерацию данного вопроса. И сейчас я постараюсь поделиться теми выводами, к которым мы пришли во время совместного обсуждения с коллегами. В целом, можно сказать, что в России идея смешивания различных форматов и методов обучения прижилась. Многие компании стали создавать программы смешанного обучения. И представители некоторых из них поделились своим успешным опытом во время круглого стола. Прежде всего, нам было необходимо определиться с терминологией и понять, что же все-таки представляет собой программа смешанного обучения. Итак, программа смешанного обучения – это учебная программа, которая удовлетворяет следующим критериям: 1. Разработана для достижения конкретных учебных целей, сопряженных с бизнес-целями организации, и имеет конкретную целевую аудиторию. 2. Сочетает в себе следующие основные компоненты: обучение в классе и дистанционное обучение*. 3. Все компоненты программы смешанного обучения используются для достижения целей единой обучающей программы и используются на основании наибольшей эффективности. 4. Результат программы может быть оценен в финансовом показателе и показателях эффективности (в идеале). *Именно эти компоненты чаще всего используются в программах смешанного обучения участниками конференции. Однако, помимо дистанционных курсов и очных встреч в «смесь» могут входить любые другие методы и формы обучения, которые позволяют сделать обучение еще более эффективным (т.е. достичь поставленных целей). Например, наставничество, он-лайн поддержка слушателей (с помощью блогов и форумов), вебинары, и пр. Более подробный перечень компонентов представлен в Таблице 1.
Таблица 1. Что входит в смесь? Обзор средств По материалам AMA, http://www.amanet.org/
Когда же стоит задумываться о проведении программ смешанного обучения? По опыту участников конференции, внедрение подобных программ чаще всего имеет следующие предпосылки: 1. Для того, чтобы повысить мотивацию к дистанционному обучению и эффективность самого учебного процесса, в дополнение к дистанционному курсу вводятся очные встречи. 2. Для того, чтобы сократить затраты (финансовые, временнЫе и пр.) некоторая часть учебной программы переводится в формат дистанционного курса. В любом случае, прежде чем создавать программу смешанного обучения, необходимо осуществить тщательное планирование и оценку всех возможных составляющих учебной программы, а также учесть следующие основные факторы:
В процессе работы за круглым столом мы также обсудили преимущества и недостатки смешанного обучения. К преимуществам смешанного обучения было отнесено следующее: Среди недостатков программ смешанного обучения можно выделить следующие: Как видите, преимуществ у программ смешанного обучения значительно больше, чем недостатков. Поэтому при более тщательном планировании и организации подобных программ, компания может получить гораздо бОльшую отдачу от затраченных ресурсов. Ну и наконец, хотелось бы привести наиболее часто встречаемые варианты организации программы смешанного обучения. В процессе обсуждения мы выделили три основных подхода:
1. Очный тренинг –> он-лайн поддержка слушателей (материалы тренинга в электронном формате, форумы, блоги, e-mail, вебинары. 2. Дистанционный курс (например, по продукту) –> тренинг на отработку навыков. 3. Тестирование в СДО –> обучение с помощью дистанционного курса –> очный тренинг –> тестирование в СДО. Первый подход предполагает, что основная учебная нагрузка ложится на живой тренинг, а электронные элементы играют вспомогательную роль и используются в качестве поддерживающих мероприятий. Второй вариант подразумевает, что сначала с помощью электронного курса пользователю передается теоретическая информация (например, о продукте, технике продаж и т.д.), а затем на тренинге происходит закрепление полученных знаний и отработка необходимых навыков. Третий вариант является наиболее полным циклом обучения, который предполагает выявление потребностей с помощью предварительного тестирования (выясняем пробелы в знаниях), затем получение необходимых знаний с помощью дистанционного курса, после этого отработку полученных знаний и навыков на очном тренинге, и, наконец, оценку результативности обучения. На наш взгляд последний вариант позволяет максимально эффективно использовать ресурсы компании и возможности по организации учебного процесса, которые изначально заложены с LMS. *1 Allison Rossett How Blended Learning Changes What We Do
|
![]()
|
О проекте Реклама ![]() |
©2000-2011, HRM![]() |