сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
 

Вебинары HRM.RU

HR - практики в Европе и России: чему стоит учиться у Запада, а чему - нет?
Начало 24.03.2017 12.00 (по московскому времени)

Эволюция и революция в измерении вовлеченности персонала
Начало 18.04.2017 12.00 (по московскому времени)

Learning analytics: Оценка эффективности учебного мероприятия
Начало 25.04.2017 12.00 (по московскому времени)

Полный список вебинаров

События

  06.04.2017
Семинар - практикум "Аналитика для HR", 06-07 апреля 2017 г., г Екатеринбург
  13.04.2017
Семинар - практикум "Аналитика для HR", 13-14 апреля 2017 г., г Москва
  21.04.2017
Семинар - практикум "Аналитика для HR", 21-22 апреля 2017, г. Новосибирск
полный список

Последние обсуждения

  23.03.2017 14:38:06
Выездные тренинги
  20.03.2017 19:46:02
CV HR Director / HR Business Partner (creation HR department and functions from scratch)
  18.03.2017 2:18:20
Купить софосбувир, купить велпатасвир velpanat velasof epclusa даклатасвир ледипасвир в России
  17.03.2017 18:23:46
Как не потерять место маркетолога?
  15.03.2017 13:41:15
Портал hh


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы


Смешанное обучение в российских компаниях – работает или нет?




Впервые о Blended learning (смешанном обучении) в России активно заговорили в 2005 году. Тогда вышло несколько статей на эту тему, в том числе переводных, и в секторе корпоративного обучения начали бурно обсуждать идею «смешивания». А как же обстоят дела сегодня?

Тематические разделы:
Обучение и развитие персонала
Статьи : Обучение и развитие

Автор: Марина Унгер

Дата публикации: 23.11.2009



Впервые о Blended learning (смешанном обучении) в России активно заговорили в 2005 году. Тогда вышло несколько статей на эту тему, в том числе переводных, и в секторе корпоративного обучения начали бурно обсуждать идею «смешивания». А как же обстоят дела сегодня? Предлагаем Вам отчет, подготовленный Мариной Унгер, руководителем департамента электронного обучения Учебного центра SRC, который осуществляет полный комплекс услуг в области корпоративного обучения, в том числе организацию программ смешанного обучения.

Впервые о Blended learning (смешанном обучении) в России активно заговорили в 2005 году. Тогда вышло несколько статей на эту тему, в том числе переводных, и в секторе корпоративного обучения начали бурно обсуждать идею «смешивания».

Сам термин «Blended learning», как и большинство «модных словечек» появился на западе в конце XX века. А в 2003-2004 «смешанное обучение» входило в десятку ТОПовых концепций в области корпоративного обучения США и западной Европы. В это же время на тему смешанного обучения нашими западными коллегами была проведена масса исследований, и написано более 40 книг.

Что же понимают под смешанным обучением? Чаще всего под этим термином понимают объединение в одной учебной программе элементов очного и электронного обучения.

Но есть и другие, более широкие определения этого термина. Согласно одному из них(*1) смешанное обучение объединяет противоположные, на первый взгляд, подходы - такие как формальное и неформальное обучение, общение "лицом-к-лицу" и общение "онлайн", управляемые действия и самостоятельный выбор пути, использование автоматизированных справок и связей с коллегами - чтобы достичь своих целей и целей организации.

Другими словами смешанное обучение предполагает сочетание всевозможных форм и методов обучения, а также разнообразных подходов к организации учебного процесса. При этом программа смешанного обучения проектируется таким образом, чтобы максимально эффективно использовать основные плюсы каждого компонента, входящего в «смесь».

На западе blended-подход очень популярен, и практически любая программа дистанционного обучения, является «смешанной программой», включая в себя помимо электронного курса различные поддерживающие мероприятия (очные или он-лайн).

А как же обстоят дела в России? Мы постарались выяснить ответ на этот вопрос на конференции, организованной компанией Websoft в октябре этого года.

В рамках конференции было организовано двенадцать круглых столов, один из которых был посвящен вопросу организации смешанного обучения. Мне доверили модерацию данного вопроса. И сейчас я постараюсь поделиться теми выводами, к которым мы пришли во время совместного обсуждения с коллегами.

В целом, можно сказать, что в России идея смешивания различных форматов и методов обучения прижилась. Многие компании стали создавать программы смешанного обучения. И представители некоторых из них поделились своим успешным опытом во время круглого стола.

Прежде всего, нам было необходимо определиться с терминологией и понять, что же все-таки представляет собой программа смешанного обучения.

Итак, программа смешанного обучения – это учебная программа, которая удовлетворяет следующим критериям:

1. Разработана для достижения конкретных учебных целей, сопряженных с бизнес-целями организации, и имеет конкретную целевую аудиторию.

2. Сочетает в себе следующие основные компоненты: обучение в классе и дистанционное обучение*.

3. Все компоненты программы смешанного обучения используются для достижения целей единой обучающей программы и используются на основании наибольшей эффективности.

4. Результат программы может быть оценен в финансовом показателе и показателях эффективности (в идеале).

*Именно эти компоненты чаще всего используются в программах смешанного обучения участниками конференции. Однако, помимо дистанционных курсов и очных встреч в «смесь» могут входить любые другие методы и формы обучения, которые позволяют сделать обучение еще более эффективным (т.е. достичь поставленных целей). Например, наставничество, он-лайн поддержка слушателей (с помощью блогов и форумов), вебинары, и пр.

Более подробный перечень компонентов представлен в Таблице 1.

Таблица 1. Что входит в смесь? Обзор средств

По материалам AMA, http://www.amanet.org/

Очное лицом-к-лицу (формальное)Очное лицом-к-лицу (неформальное)
    Класс под руководством преподавателя

    Семинары

    Коучинг, наставничество

    Обучение во время работы

    Ситуации, связанные с работой

    Взаимодействие коллег

    Рабочие группы и команды

    Ученичество

Виртуальное взаимодействие (синхронное)Виртуальное взаимодействие (асинхронное)
    Очные занятия в виртуальной среде

    Коучинг и наставничество с помощью e-learning

    Мгновенные сообщения, SMS

    Электронная почта

    Он-лайн сообщества и форумы

    Почтовые рассылки

    Блоги, вики, подкасты

Обучение в собственном темпе (напечатанный материал, CD/DVD, электронные материалы, беспроводная связь)Поддержка производительности
    Курсы, модули онлайн

    Ссылки на онлайн-ресурсы

    Симуляции и сценарии

    Оценки и самооценки

    Учебники, литература

    Системы помощи онлайн

    Печатаемые пособия для работы

    Базы знаний онлайн

    Документация

    Программные средства поддержки производительности

Когда же стоит задумываться о проведении программ смешанного обучения? По опыту участников конференции, внедрение подобных программ чаще всего имеет следующие предпосылки:

1. Для того, чтобы повысить мотивацию к дистанционному обучению и эффективность самого учебного процесса, в дополнение к дистанционному курсу вводятся очные встречи.

2. Для того, чтобы сократить затраты (финансовые, временнЫе и пр.) некоторая часть учебной программы переводится в формат дистанционного курса.

В любом случае, прежде чем создавать программу смешанного обучения, необходимо осуществить тщательное планирование и оценку всех возможных составляющих учебной программы, а также учесть следующие основные факторы:

  • цели обучения
  • целевая аудитория
  • предмет изучения (учебная дисциплина)
  • размер инвестиций
  • сроки

    В процессе работы за круглым столом мы также обсудили преимущества и недостатки смешанного обучения. К преимуществам смешанного обучения было отнесено следующее:

  • больше возможностей доступа к информации для обучаемых;
  • гибкость и адаптация учебных планов к потребностям сотрудников (например, если сотрудникам не нравится учиться дистанционно, то использование в учебном плане очных встреч может повысить их мотивацию);
  • благодаря присутствию элементов очных занятий не теряется социальная составляющая учебного процесса;
  • сокращение продолжительности учебной программы за счет перевода части материала в формат электронного курса;
  • более рациональное использование времени на очном тренинге, при условии, что участники предварительно прошли обучение и/или тестирование в дистанционном формате;
  • большая отдача от вложенных ресурсов, т.к. программа смешанного обучения предполагает использование самых сильных преимуществ каждого элемента «смеси».

    Среди недостатков программ смешанного обучения можно выделить следующие:

  • требует более тщательного планирования
  • сложно оценивать эффективность программы
  • может быть достаточно затратной

    Как видите, преимуществ у программ смешанного обучения значительно больше, чем недостатков. Поэтому при более тщательном планировании и организации подобных программ, компания может получить гораздо бОльшую отдачу от затраченных ресурсов.

    Ну и наконец, хотелось бы привести наиболее часто встречаемые варианты организации программы смешанного обучения.

    В процессе обсуждения мы выделили три основных подхода:

    1. Очный тренинг –> он-лайн поддержка слушателей (материалы тренинга в электронном формате, форумы, блоги, e-mail, вебинары.

    2. Дистанционный курс (например, по продукту) –> тренинг на отработку навыков.

    3. Тестирование в СДО –> обучение с помощью дистанционного курса –> очный тренинг –> тестирование в СДО.

    Первый подход предполагает, что основная учебная нагрузка ложится на живой тренинг, а электронные элементы играют вспомогательную роль и используются в качестве поддерживающих мероприятий.

    Второй вариант подразумевает, что сначала с помощью электронного курса пользователю передается теоретическая информация (например, о продукте, технике продаж и т.д.), а затем на тренинге происходит закрепление полученных знаний и отработка необходимых навыков.

    Третий вариант является наиболее полным циклом обучения, который предполагает выявление потребностей с помощью предварительного тестирования (выясняем пробелы в знаниях), затем получение необходимых знаний с помощью дистанционного курса, после этого отработку полученных знаний и навыков на очном тренинге, и, наконец, оценку результативности обучения.

    На наш взгляд последний вариант позволяет максимально эффективно использовать ресурсы компании и возможности по организации учебного процесса, которые изначально заложены с LMS.

    *1 Allison Rossett How Blended Learning Changes What We Do

  • Share |

     

    Версия для печати

    Читайте также

    Сдвиг в обучении
    Сдвиг в обучении

    Расходы на социальное обучение увеличились на 39% в прошлом году. Обучаемые используют блоги, вики и сообщества. Количество таких людей с 2007-го по 2012 гг. увеличилось в три раза. Использование блогов повысилось с 6% до 22%, вики – с 7 до 24%, профессиональных сообществ – с 11 до 33%.

    Корпоративное обучение: вопросы и ответы или Куда утекает результат

    Куда же все-таки может утекать этот самый результат корпоративного обучения. Приведенный ниже перечень «черных дыр» не самый полный. Но надо же с чего-то начать. Начнем по порядку.

    Формирование системы внутрифирменного обучения персонала

    Задача данной статьи состоит в том, чтобы показать преимущества реализации процессного подхода к построению системы внутрифирменного обучения персонала на предприятии и рассмотреть основные составляющие процесса обучения.
    Использование CourseLab для разработки интерактивных практикумов

    Партнеры WebSoft из компании «Решение: учебное видео» разработали интересные видео-курсы с помощью CourseLab. О том, как это было сделано, рассказывает Анна Филиппенко, заместитель директора по учебным программам компании «Решение: учебное видео».


    Использование iPad в обучении - все не так
    Использование iPad в обучении - все не так

    По сообщению газеты Нью-Йорк таймс, на Лонг-Айленде школьная администрация пытается снизить расходы на бумажные учебники путем замены их на iPad.

    Имя 
    Пароль  забыли?
    Присоединяйтесь!

    Новые материалы

       Причина безработицы значительной части мужчин в США — видеоигры
       Работодатели готовы приплачивать за диплом МВА втрое
       #МеняНеВзяли. Реальные истории
       «Меня не взяли»: кому из знаменитых людей отказывали в работе
       HR-бюджетирование в аграрной компании

    Семинар
    АНАЛИТИКА для HR

    Москва,13-14 апреля

    Новосибирск, 21-22 апреля

    ______________________________

    ВНИМАНИЕ
    Желаете узнать свою стоимость на рынке?

    Сколько я стою на рынке
    ______________________________
     
    Подпишитесь на
    рассылку
    Вебинары HRM

    *Подписка на НОВОСТИ HRM
    Пожалуйста, укажите ваш e-mail адрес:
      


    Последние комментарии

       Эдуард, извините, не удержался - какая практическая значимость этой информции ? Если в организации...
       А, теперь понятно как этюды для картины
       вот что я сделал про зарплату   http://edwvb.blogspot.ru/2017/01/skolko-ya-stoyu-na-rynke.html    здесь...
       Надя, я не показываю целую модель, я показываю отдельные кусочки ну как если бы я показывал тормозную...
       Эд, думается при теккучести персонала надо брать во внимане размеры населенного пункта, города-миллионники,...
    Все статьи


    Интервью




    Публикую статью Алексея Королькова с видеокомментарием
    все интервью


    О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM