сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
 

Вебинары HRM.RU

Прогноз эффективности кандидатов на основе тестов
Начало 26.05.2017 12.00 (по московскому времени)

Полный список вебинаров

События

полный список

Последние обсуждения

  06.10.2017 18:48:47
Открываем набор на Менеджера по обучению и развитию!
  29.09.2017 14:03:51
Подготовка к отбору, тестирования. Кто проходил?
  26.09.2017 15:00:21
Требуется профессиональный рекрутер
  05.09.2017 13:57:49
Резюме технического директора на производстве
  05.09.2017 10:31:52
Резюме на должность технического директора или главного инженера на производстве


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы


Смешанное обучение в российских компаниях – работает или нет?




Впервые о Blended learning (смешанном обучении) в России активно заговорили в 2005 году. Тогда вышло несколько статей на эту тему, в том числе переводных, и в секторе корпоративного обучения начали бурно обсуждать идею «смешивания». А как же обстоят дела сегодня?

Тематические разделы:
Обучение и развитие персонала
Статьи : Обучение и развитие

Автор: Марина Унгер

Дата публикации: 23.11.2009



Впервые о Blended learning (смешанном обучении) в России активно заговорили в 2005 году. Тогда вышло несколько статей на эту тему, в том числе переводных, и в секторе корпоративного обучения начали бурно обсуждать идею «смешивания». А как же обстоят дела сегодня? Предлагаем Вам отчет, подготовленный Мариной Унгер, руководителем департамента электронного обучения Учебного центра SRC, который осуществляет полный комплекс услуг в области корпоративного обучения, в том числе организацию программ смешанного обучения.

Впервые о Blended learning (смешанном обучении) в России активно заговорили в 2005 году. Тогда вышло несколько статей на эту тему, в том числе переводных, и в секторе корпоративного обучения начали бурно обсуждать идею «смешивания».

Сам термин «Blended learning», как и большинство «модных словечек» появился на западе в конце XX века. А в 2003-2004 «смешанное обучение» входило в десятку ТОПовых концепций в области корпоративного обучения США и западной Европы. В это же время на тему смешанного обучения нашими западными коллегами была проведена масса исследований, и написано более 40 книг.

Что же понимают под смешанным обучением? Чаще всего под этим термином понимают объединение в одной учебной программе элементов очного и электронного обучения.

Но есть и другие, более широкие определения этого термина. Согласно одному из них(*1) смешанное обучение объединяет противоположные, на первый взгляд, подходы - такие как формальное и неформальное обучение, общение "лицом-к-лицу" и общение "онлайн", управляемые действия и самостоятельный выбор пути, использование автоматизированных справок и связей с коллегами - чтобы достичь своих целей и целей организации.

Другими словами смешанное обучение предполагает сочетание всевозможных форм и методов обучения, а также разнообразных подходов к организации учебного процесса. При этом программа смешанного обучения проектируется таким образом, чтобы максимально эффективно использовать основные плюсы каждого компонента, входящего в «смесь».

На западе blended-подход очень популярен, и практически любая программа дистанционного обучения, является «смешанной программой», включая в себя помимо электронного курса различные поддерживающие мероприятия (очные или он-лайн).

А как же обстоят дела в России? Мы постарались выяснить ответ на этот вопрос на конференции, организованной компанией Websoft в октябре этого года.

В рамках конференции было организовано двенадцать круглых столов, один из которых был посвящен вопросу организации смешанного обучения. Мне доверили модерацию данного вопроса. И сейчас я постараюсь поделиться теми выводами, к которым мы пришли во время совместного обсуждения с коллегами.

В целом, можно сказать, что в России идея смешивания различных форматов и методов обучения прижилась. Многие компании стали создавать программы смешанного обучения. И представители некоторых из них поделились своим успешным опытом во время круглого стола.

Прежде всего, нам было необходимо определиться с терминологией и понять, что же все-таки представляет собой программа смешанного обучения.

Итак, программа смешанного обучения – это учебная программа, которая удовлетворяет следующим критериям:

1. Разработана для достижения конкретных учебных целей, сопряженных с бизнес-целями организации, и имеет конкретную целевую аудиторию.

2. Сочетает в себе следующие основные компоненты: обучение в классе и дистанционное обучение*.

3. Все компоненты программы смешанного обучения используются для достижения целей единой обучающей программы и используются на основании наибольшей эффективности.

4. Результат программы может быть оценен в финансовом показателе и показателях эффективности (в идеале).

*Именно эти компоненты чаще всего используются в программах смешанного обучения участниками конференции. Однако, помимо дистанционных курсов и очных встреч в «смесь» могут входить любые другие методы и формы обучения, которые позволяют сделать обучение еще более эффективным (т.е. достичь поставленных целей). Например, наставничество, он-лайн поддержка слушателей (с помощью блогов и форумов), вебинары, и пр.

Более подробный перечень компонентов представлен в Таблице 1.

Таблица 1. Что входит в смесь? Обзор средств

По материалам AMA, http://www.amanet.org/

Очное лицом-к-лицу (формальное)Очное лицом-к-лицу (неформальное)
    Класс под руководством преподавателя

    Семинары

    Коучинг, наставничество

    Обучение во время работы

    Ситуации, связанные с работой

    Взаимодействие коллег

    Рабочие группы и команды

    Ученичество

Виртуальное взаимодействие (синхронное)Виртуальное взаимодействие (асинхронное)
    Очные занятия в виртуальной среде

    Коучинг и наставничество с помощью e-learning

    Мгновенные сообщения, SMS

    Электронная почта

    Он-лайн сообщества и форумы

    Почтовые рассылки

    Блоги, вики, подкасты

Обучение в собственном темпе (напечатанный материал, CD/DVD, электронные материалы, беспроводная связь)Поддержка производительности
    Курсы, модули онлайн

    Ссылки на онлайн-ресурсы

    Симуляции и сценарии

    Оценки и самооценки

    Учебники, литература

    Системы помощи онлайн

    Печатаемые пособия для работы

    Базы знаний онлайн

    Документация

    Программные средства поддержки производительности

Когда же стоит задумываться о проведении программ смешанного обучения? По опыту участников конференции, внедрение подобных программ чаще всего имеет следующие предпосылки:

1. Для того, чтобы повысить мотивацию к дистанционному обучению и эффективность самого учебного процесса, в дополнение к дистанционному курсу вводятся очные встречи.

2. Для того, чтобы сократить затраты (финансовые, временнЫе и пр.) некоторая часть учебной программы переводится в формат дистанционного курса.

В любом случае, прежде чем создавать программу смешанного обучения, необходимо осуществить тщательное планирование и оценку всех возможных составляющих учебной программы, а также учесть следующие основные факторы:

  • цели обучения
  • целевая аудитория
  • предмет изучения (учебная дисциплина)
  • размер инвестиций
  • сроки

    В процессе работы за круглым столом мы также обсудили преимущества и недостатки смешанного обучения. К преимуществам смешанного обучения было отнесено следующее:

  • больше возможностей доступа к информации для обучаемых;
  • гибкость и адаптация учебных планов к потребностям сотрудников (например, если сотрудникам не нравится учиться дистанционно, то использование в учебном плане очных встреч может повысить их мотивацию);
  • благодаря присутствию элементов очных занятий не теряется социальная составляющая учебного процесса;
  • сокращение продолжительности учебной программы за счет перевода части материала в формат электронного курса;
  • более рациональное использование времени на очном тренинге, при условии, что участники предварительно прошли обучение и/или тестирование в дистанционном формате;
  • большая отдача от вложенных ресурсов, т.к. программа смешанного обучения предполагает использование самых сильных преимуществ каждого элемента «смеси».

    Среди недостатков программ смешанного обучения можно выделить следующие:

  • требует более тщательного планирования
  • сложно оценивать эффективность программы
  • может быть достаточно затратной

    Как видите, преимуществ у программ смешанного обучения значительно больше, чем недостатков. Поэтому при более тщательном планировании и организации подобных программ, компания может получить гораздо бОльшую отдачу от затраченных ресурсов.

    Ну и наконец, хотелось бы привести наиболее часто встречаемые варианты организации программы смешанного обучения.

    В процессе обсуждения мы выделили три основных подхода:

    1. Очный тренинг –> он-лайн поддержка слушателей (материалы тренинга в электронном формате, форумы, блоги, e-mail, вебинары.

    2. Дистанционный курс (например, по продукту) –> тренинг на отработку навыков.

    3. Тестирование в СДО –> обучение с помощью дистанционного курса –> очный тренинг –> тестирование в СДО.

    Первый подход предполагает, что основная учебная нагрузка ложится на живой тренинг, а электронные элементы играют вспомогательную роль и используются в качестве поддерживающих мероприятий.

    Второй вариант подразумевает, что сначала с помощью электронного курса пользователю передается теоретическая информация (например, о продукте, технике продаж и т.д.), а затем на тренинге происходит закрепление полученных знаний и отработка необходимых навыков.

    Третий вариант является наиболее полным циклом обучения, который предполагает выявление потребностей с помощью предварительного тестирования (выясняем пробелы в знаниях), затем получение необходимых знаний с помощью дистанционного курса, после этого отработку полученных знаний и навыков на очном тренинге, и, наконец, оценку результативности обучения.

    На наш взгляд последний вариант позволяет максимально эффективно использовать ресурсы компании и возможности по организации учебного процесса, которые изначально заложены с LMS.

    *1 Allison Rossett How Blended Learning Changes What We Do

  • Share |

     

    Версия для печати

    Читайте также


    Достоинства смешанного обучения

    Ландшафт современного рынка образовательных услуг стремительно меняется, реагируя на актуальные потребности внешней среды. Активно ведется поиск более совершенных методов передачи знаний, разрабатываются инновационные технологии обучения.

    Преодолеваем биполярное мышление при помощи формального и неформального обучения
    Преодолеваем биполярное мышление при помощи формального и неформального обучения

    Говоря о формальном обучении, следует отметить, что ему всегда присуще некое расписание, план, который не дает возможности самому обучаемому выбирать контент.

    Профессии будущего. Кто победит — Терминатор или Робокоп

    Carlo Pazolini поддерживает единые стандарты обслуживания покупателей с помощью системы WebTutor
    Carlo Pazolini поддерживает единые стандарты обслуживания покупателей с помощью системы WebTutor

    Carlo Pazolini, один из лидеров российского обувного рынка, ежегодно открывает новые магазины с широким ассортиментом обуви. Поддерживать единые высокие стандарты обслуживания покупателей помогает система дистанционного обучения WebTutor.


    Лучшее в мире ПО для корпоративной социальной сети
    Лучшее в мире ПО для корпоративной социальной сети

    Анатилики Gartner опубликовали очередной (третий) Магический квадрант по рынку корпоративного социального ПО 2010.

    Имя 
    Пароль  забыли?
    Присоединяйтесь!

    Новые материалы

       Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
       Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
       Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
       Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
       Сколько в среднем получают владимирские врачи?

    Семинар
    "HR-Аналитика в R"

    Москва, 16-17 ноября 2017 года


    ______________________________

    ВНИМАНИЕ
    Желаете узнать свою стоимость на рынке?

    Сколько я стою на рынке
    ______________________________
     
    Подпишитесь на
    рассылку
    Вебинары HRM

    *Подписка на НОВОСТИ HRM
    Пожалуйста, укажите ваш e-mail адрес:
      


    Последние комментарии

      
       мне приятно Вас читать 99 % читаемое мной - мусор... А на ваших постах глаза отдыхают 
       Действительно, Эдуард, что это я! Всё ещё hr, всё ещё пишу - с удовольствием вернусь)))
       Марина, вы вернетесь к нам или уже все?)
       вы можете оставлять активную ссылку на источник 
    Все статьи


    Интервью




    Публикую статью Алексея Королькова с видеокомментарием
    все интервью


    О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM