сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
 

Вебинары HRM.RU

Прогноз эффективности кандидатов на основе тестов
Начало 26.05.2017 12.00 (по московскому времени)

Полный список вебинаров

События

полный список

Последние обсуждения

  26.09.2019 16:41:06
Новый уровень безопасности дыхания
  30.08.2019 14:26:41
Worldskills International и 3М запускают новый совместный проект «Образование во имя будущего»
  30.08.2019 11:33:40
Молодые профессионалы за устойчивое будущее
  24.08.2019 14:36:18
Научные эксперименты, продуктовые тесты и мировые технологии для молодых профессионалов
  09.08.2019 16:18:31
Только оригинальные СИЗ обеспечивают гарантированную защиту


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы


Шпильки против галстуков




Современные женщины демонстрируют чудеса трудолюбия и строят головокружительные карьеры. Но в топ-менеджменте мировых компаний прекрасных дам по-прежнему единицы. Не значит ли это, что женщины менее эффективны, чем мужчины? Или просто в обществе, управляемом мужчинами, женщины заведомо не смогут высоко взлететь?

Тематические разделы:
Мотивация персонала
Статьи
Мотивация персонала : Нематериальная мотивация
Трудовое право и делопроизводство

Источник: «E-xecutive»

Автор: Ольга Бедарева

Дата публикации: 24.09.2009



Современные женщины демонстрируют чудеса трудолюбия и строят головокружительные карьеры. Но в топ-менеджменте мировых компаний прекрасных дам по-прежнему единицы. Не значит ли это, что женщины менее эффективны, чем мужчины? Или просто в обществе, управляемом мужчинами, женщины заведомо не смогут высоко взлететь?

В социуме, несмотря на всю его развитость и толерантность, общественное мнение формируют мужчины, поэтому отношение к женщинам, стремительно поднимающимся по карьерной лестнице и демонстрирующим чудеса трудолюбия и профессиональной компетентности, всегда будет особым — от восхищения до снисходительного скепсиса. А это значит, что женщинам все еще приходится доказывать и окружающим, и самим себе, что они могут справляться с работой не хуже, а зачастую даже лучше коллег-мужчин.

Статистика не на стороне слабого пола — женщин-политиков и глав крупных компаний в разы меньше, чем мужчин, что дает последним основания в который раз снисходительно указывать дамам на их место — если не дома, у плиты, то на позициях ниже их собственных. Мол, пусть каждый выполняет свои социальные функции, и все будет хорошо. Психологи советуют не спорить о том, кто же способен эффективнее выполнить ту или иную работу, тем более что, с точки зрения науки, оснований для таких споров нет.

С тех пор, как женщины стали активно штурмовать служебную лестницу, ученые заинтересовались наличием у слабого пола качеств, необходимых для того, чтобы занять ключевой пост или пробиться наверх. В общем, лидерскими способностями женщин. Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется, на него нельзя ответить однозначно — «да» или «нет».

Согласно исследованиям, в то время как одни функции мужчины и женщины выполняют с одинаковой эффективностью, на реализацию других чаще влияет то, насколько поставленная задача «соответствует» полу человека. Например, женщины гораздо более сильные и эффективные наставники, поэтому из них получаются лучшие учителя, преподаватели и коучи. Мужчины гораздо эффективнее выполняют работу, в которой требуется жесткий контроль и командный стиль управления. Женщинам лучше удается быть «лидерами трансформаций» — они успешно помогают подчиненным развиваться, стимулируют их быть более креативными и учиться.

Этот подход в современных организациях, где корпоративная иерархия выражена не так сильно, актуален и эффективен. Однако не все компании похожи. Совместный стиль работы может иметь негативные последствия в организациях, где требуется чисто мужской стиль руководства, — военных ведомствах или спортивной сфере, нефтяной промышленности или IT. В таких областях женщин мало, и они туда не особо стремятся. Точно так же жесткий стиль управления неприемлем в такой чисто «женской» сфере как «социалка», отсюда монополия на женщин на сферу образования, дошкольного в том числе. Туризм и индустрия красоты также относятся к отраслям, где работает много женщин. Последние исследования психологов подтверждают эти особенности.

Женщины более эффективны в областях и на ролях, где требуется женское доминирование или выполнение функций, ориентированных, прежде всего, на женщин. Эмоциональность, импульсивность, склонность к спонтанному принятию решений — этими качествами обладают все женщины. Они уделяют больше внимания деталям, более дипломатичны и способны лучше мужчин выдержать долгосрочный стресс, у них нет привычки «заливать» стресс алкоголем. Таким образом, выполнение лидерской функции, которая совпадает с полом, делает работника более эффективным — или, по крайней мере, воспринимается как более эффективная позиция.

Для того чтобы определить различия между менеджментом с «мужским» и «женским» лицом, группа американских психологов провели обзор около 2 тыс. исследований на тему лидерства. Лабораторные исследования показали, что женщины более демократичны и ориентированы на построение и укрепление межличностных отношений в коллективе, а мужчины более властны и ориентированы, прежде всего, на четкое выполнение задачи. Женщины-руководители также склонны чаще поощрять подчиненных за хорошее выполнение работы, нежели мужчины, что становится позитивным аспектом делового лидерства. Мужчины более склонны к критике подчиненных, что нельзя назвать эффективным элементом управления, утверждают ученые.

Психологи также предупреждают, что не стоит делать заключения о «врожденном» типе управления у мужчин или женщин. Вполне возможно, например, что женщины, зная специфическое отношение подчиненных к женщинам-руководителям, намеренно смягчают свои подходы и методы работы. Конечно, каждое исследование показывает усредненные тенденции для каждого пола. Так что существуют варианты, когда женский стиль руководства присущ мужчинам, и наоборот.

Согласно данным американского Бюро трудовой статистики, в настоящее время женщина занимает каждое четвертое место в топ-менеджменте крупных американских компаний. Причем многие из этих женщин поднялись высоко благодаря успешному «возделыванию» своего бизнеса. Психологи называют это невероятным социальным изменением. А вот доктор психологии и бизнес-консультант Сэнди Шульман говорит, что женщины до сих пор держат только одно из 20 топ-менеджерских кресел из списка Fortune 500. Это немногим больше, чем 20 лет назад. Частично это можно объяснить: по мере того как люди движутся на вершину пирамиды, там становится очень «тесно», конкуренция возрастает в разы. Если женщину не готовили к этой позиции заранее и если она не избранная или чья-то протеже, — даже несмотря на ее очевидную эффективность, она упадет с вершины лестницы гораздо быстрее, чем большинство мужчин.

Во многих отношениях женщины более успешные лидеры, нежели мужчины, однако они страдают от того, что роль руководителя, как правило, имеет ярко выраженный мужской «окрас», особенно, если речь идет о топовых позициях. Когда эта аура будет разрушена, психологи смогут лучше понять, есть ли столь большая разница между мужчинами и женщинами. Также в крупных компаниях мужчины раньше, чем женщины, получают необходимый опыт работы, поэтому считаются более квалифицированными кандидатами на высокую позицию. Остается надеяться, что когда-нибудь власть имущие, зная, что женщины могут быть также эффективны, как мужчины, будут давать им возможность занимать более высокие и ответственные должности. В противном случае, это грозит превратиться в замкнутый круг — у женщин, не имеющих возможностей продемонстрировать свои исключительные качества, не будет стимула развиваться и расти в профессиональном плане, что не послужит фактором роста их карьеры.

А пока и мужчины, и женщины приспосабливаются и часто учитывают «половую принадлежность» своей профессиональной сферы. Например, адаптируя свой стиль работы под мужской в мужских сферах деятельности, женщина имеет намного больше шансов на признание и успех. Так же и мужчины, желающие повысить свою эффективность в «женских» областях деятельности, должны культивировать в себе навыки межличностного общения.

Шульман отмечает, что подобного рода исследования помогают женщинам понять, почему они постоянно чему-то не соответствуют, поднимаясь по служебной лестнице, — это может происходить в силу индивидуальных и контекстуальных причин, анализ которых психологи ведут и по сей день.

А пока вселенская справедливость не восторжествовала, психологи советуют не забывать о силе восприятия. Даже несмотря на существование различных стилей управления, половые различия не так уж важны, потому что роль лидера подразумевает большое влияние на поведение человека. А это хорошо удается харизматичным и уверенным в себе личностям.

В своей книге «Лидерство и пол: гендерные исследования для успеха в бизнесе» нейрофизиолог Майкл Гуриан и бизнес-консультант Барбара Анис рассматривают опыт человечества и делают выводы, кто же все-таки более успешен в бизнесе — мужчины или женщины — и успешны ли они именно вследствие своей половой принадлежности. Однако и здесь выясняется, что ставить вопрос «ребром», желая получить на него однозначный ответ, неправильно. Дело не в том, что одни лучше других. Дело в том, что мужчины и женщины просто разные и работают, используя разные личные качества и, соответственно, подходы.

Эту точку зрения подтверждает Майкл Гуриан: по его словам, исследования, проводимые учеными в течение последних 20 лет, доказали, что речь не идет о превосходстве одного пола и несовершенстве другого. И это верно для людей по всему миру вне зависимости от их сферы деятельности. Мужчины и женщины должны работать вместе и использовать свои навыки общения на пользу общему делу. Так, например, будет намного эффективнее, если при ведении переговоров компанию представляет «разнополая» команда, — мужчины, как известно, более сильны в подготовке и анализе информации, а у женщин обострена интуиция и умение читать «между строк» — по лицам. Однако часто случается так, что возможности женской половины коллектива остаются недооцененными, и, как следствие, компания теряет выгодных клиентов и крупную прибыль.

Такой случай произошел с одной крупной американской компанией. Руководству предстояло вести переговоры о возможном заключении сделки с партнерами. Речь шла о весьма не мелкой сумме — около $50 млн. В команду «переговорщиков» входила группа топ-менеджеров, в том числе одна женщина. Ее коллеги-мужчины были уверены, что после первого раунда переговоров потенциальные партнеры получили всю необходимую информацию и были очень довольны результатом. Однако их коллега была не согласна и уверяла, что нужно предоставить больше данных. При этом она не могла логично объяснить свою позицию. Коллеги не поверили ей и сделали по-своему, в итоге сделка сорвалась. Итак, ученые предупреждают — команда, нацеленная на успех, должна быть разнополой.

Однако работа в команде подходит далеко не всем. И не у всех есть желание подстраиваться под коллег в погоне за общей выгодой. Дам, мечтающих единолично наслаждаться победой, достаточно. А для этого им приходится забыть про свои исключительно женские «инструменты» и взять на вооружение методы мужчин. В качестве примера Майкл Гуриан приводит нынешнего госсекретаря США Хилари Клинтон — женщину, которая, оставаясь невероятно искренней с людьми, приняла мужские правила игры в политику и в конечном счете победила.

И мужчины, и женщины по-разному относятся к такому «высшему пилотажу». Неустроенная личная жизнь, обделенные вниманием дети, бесконечные стрессы и профессиональное выгорание — расплата за головокружительную карьеру может быть очень высокой. В любом случае, приходится признать: каких бы успехов ни добивались отдельные женщины, в целом прекрасный пол слабее сильного во всех отношениях — самая сильная женщина всегда будет слабее самого сильного мужчины. Да и генетически женщины предназначены для выполнения совсем другой роли, гораздо более сложной и нужной, нежели возведение образа гордой, независимой и самодостаточной.

Источник

Share |

 

Версия для печати

Читайте также
Средняя зарплата учителей в 2016 году составила 55 тысяч рублей
Секрет лояльности: почему российских компаний нет в мировом рейтинге NPS

На Западе компании давно и открыто конкурируют по уровню сервиса, но в России клиентоориентированность пока не в приоритете


О рекомендациях: а оно нам надо?

Видимо все-таки надо… Структурированные интервью, ассесмент-центры, тесты, полиграф («детектор лжи») — все это, конечно, хорошо… Но при всем при этом, редкого работодателя не посещала мысль навести справки о потенциальном сотруднике на его предыдущей работе. Редкий рекрутер никогда не сталкивался с подобным заданием от своего шефа. Искушение снять трубку и получить «объективную» информацию о будущем сотруднике велико… И вроде бы все просто… Но при всем при этом редкая компания может похвастаться наличием такой ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ процедуры при приеме на работу, как сбор и проверка рекомендаций на приходящих сотрудников.


От «рынка соискателя» к «рынку работодателя»
От «рынка соискателя» к «рынку работодателя»

Еще весной и в начале лета 2008 года эйчарам и прочим заинтересованным лицам приходилось едва ли не с балалайкой заманивать кандидатов на интервью. «Рынок соискателя» процветал, поскольку хозяином положения был кандидат, он мог диктовать свои условия работодателю.

«АвтоВАЗ» не будет повышать автоматизацию производства, чтобы избежать дополнительных сокращений персонала
Имя 
Пароль  забыли?
Присоединяйтесь!

Новые материалы

   Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
   Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
   Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
   Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
   Сколько в среднем получают владимирские врачи?


Последние комментарии

  
   мне приятно Вас читать 99 % читаемое мной - мусор... А на ваших постах глаза отдыхают 
   Действительно, Эдуард, что это я! Всё ещё hr, всё ещё пишу - с удовольствием вернусь)))
   Марина, вы вернетесь к нам или уже все?)
   вы можете оставлять активную ссылку на источник 
Все статьи


Интервью




Публикую статью Алексея Королькова с видеокомментарием
все интервью


О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM