В переводе с английского «стресс» означает состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложный, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например, во время космического полета, при подготовке к экзамену или перед началом спортивных соревнований. Понятие «стресс» было введено канадским физиологом, Г.Селье (1936) при описании адаптационного синдрома.
В переводе с английского «стресс» означает состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложный, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например, во время космического полета, при подготовке к экзамену или перед началом спортивных соревнований. Понятие «стресс» было введено канадским физиологом, Г.Селье (1936) при описании адаптационного синдрома. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации, что ставит перед исследователями задачу изучения адаптации человека сложным (так называемым экстремальным) условиям, а также прогнозирования его поведения в подобных условиях. Причинами возникновения стресса могут служить стрессоры – неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний. К числу стрессоров относят: сильные физические и психические травмы, кровопотерю, большие мышечные нагрузки, инфекции, ионизирующее излучение, резкие изменения температуры. Многие фармокологические воздействия.
По Г.Селье, стресс имеет три стадии развития:
1. Активизация симпатической нервной системы (переживание тревожных эмоциональных состояний).
2. Стадия борьбы ( (надпочечники начинают выделять в кровь гормон кортизол, происходит мобилизация организма).
3. Стадия истощения (возникновение дистресса, ведущего к значительным нарушениям как психической активности, так и физического здоровья человека).
Важнейшим фактором благополучного преодоления стресса является уверенность в том, что ситуация остается под контролем.
Л.А.Китаев-Смык выделил два типа изменений поведения при стрессовых воздействиях: пассивно-эмоциональные изменения, которые проявляются в ожидании окончания воздействия экстремального фактора («перетерпеть»), и активно-эмоциональные, направленные на активное удаление экстремального фактора, преодоление ситуации. Как видно из приведенных выше исследований, именно второй путь дает более позитивный психологический прогноз.