сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
 

Вебинары HRM.RU

Прогноз эффективности кандидатов на основе тестов
Начало 26.05.2017 12.00 (по московскому времени)

Полный список вебинаров

События

полный список

Последние обсуждения

  10.07.2018 16:23:12
Контент-менеджер
  22.05.2018 18:32:10
Ораторское мастерство для жизни
  21.05.2018 12:49:59
Ярмарка вакансий 31 мая
  21.05.2018 12:33:42
Устойчивое развитие вместе с 3М — полное погружение
  17.05.2018 12:23:34
Разработчик WebTutor (удаленно)


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы


Профили мышления


Профили мышления

Профиль мышления отображает доминирующие способы переработки информации и уровень креативности человека. Он является важнейшей личностной характеристикой, определяющей стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность индивида. С помощью предлагаемого опросника вы можете определить свой базовый тип мышления и измерить уровень креативности.

Тематические разделы:
Психология, теории HR
Статьи
Психология, теории HR : Организация труда
Мотивация персонала
Подбор персонала
Трудовое право и делопроизводство
Оценка персонала

Источник: Elitarium

Автор: Герман Сергеевич Никифopoв, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии здоровья Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы (СПбНИПСР).

Дата публикации: 16.03.2010


Профили мышления

Профиль мышления отображает доминирующие способы переработки информации и уровень креативности человека. Он является важнейшей личностной характеристикой, определяющей стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность индивида. С помощью предлагаемого опросника вы можете определить свой базовый тип мышления и измерить уровень креативности.

Мышление представляет собой обобщенную и опосредованную форму психического отражения человеком окружающей действительности, устанавливающую связи и отношения между познаваемыми объектами. Тип мышления — это индивидуальный способ аналитико-синтетического преобразования информации. Независимо от типа мышления человек может характеризоваться определенным уровнем креативности (творческих способностей). Профиль мышления, отображающий доминирующие способы переработки информации и уровень креативности, является важнейшей личностной характеристикой человека, определяющей его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность.

Можно выделить 4 базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками.

1. Предметное мышление. Неразрывно связано с предметом в пространстве и времени. Преобразование информации осуществляется с помощью предметных действий. Существуют физические ограничения на преобразование. Операции выполняются только последовательно. Результатом является мысль, воплощенная в новой конструкции. Этим типом мышления обладают люди с практическим складом ума.

2. Образное мышление. Отделено от предмета в пространстве и времени. Преобразование информации осуществляется с помощью действий с образами. Нет физических ограниченийна преобразование. Операции можно осуществлять последовательно и одновременно. Результатом является мысль, воплощенная в новом образе. Этим мышлением обладают люди с художественным складом ума.

3. Знаковое мышление. Преобразование информации осуществляется с помощью умозаключений. Знаки объединяются в более крупные единицы по правилам единой грамматики. Результатом является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего существенные отношения между обозначаемыми предметами. Этим мышлением обладают люди с гуманитарным складом ума.

4. Символическое мышление. Преобразование информации осуществляется с помощью правил вывода (в частности, алгебраических правил или арифметических знаков и операций). Результатом является мысль, выраженная в виде структур и формул, фиксирующих существенные отношения между символами. Этим мышлением обладают люди с математическим складом ума.

Согласно Д. Брунеру, мышление можно рассматривать как перевод с одного языка на другой. Следовательно, при четырех базовых языках возникает шесть вариантов перевода:

1. предметно-образный ( практический),

2. предметно-знаковый ( гуманитарный),

3. предметно-символический ( операторный),

4. образно-знаковый ( художественный),

5. образно-символический ( технический),

6. знаково-символический ( теоретический).

В каждой из этих шести пар возможны четыре перехода. Например, в первой паре образуются следующие переходы:

1. предметный переходит в образный,

2. образный переходит в предметный,

3. предметный переходит в предметный,

4. образный переходит в образный.

В итоге образуются 24 перехода во всех шести парах.

Выделяются следующие факторы мышления:

  • практичность — теоретичность, гуманитарность — техничность, художественность — операторность;
  • конкретность — абстрактность.

    С помощью предлагаемого опросника вы можете определить свой базовый тип мышления и измерить уровень креативности.

    Порядок работы

    Прочитайте утверждения из опросника, который приведен ниже. Отметьте в таблице 1 свое согласие или несогласие рядом с номером утверждения, соответственно, знаками «+» или «—».

    Обработка и анализ данных проводится следующим образом: подсчитывается сумма «+» для каждого фактора (т.е. в каждом из пяти вертикальных столбцов). Каждый номер столбца означает определенный фактор мышления:

  • 1 = предметное мышление,
  • 2 = символическое мышление,
  • 3 = знаковое мышление,
  • 4 = образное мышление,
  • 5 = креативность.

    Шкала оценки выраженности креативности и базового типа мышления разбивается на три интервала: низкий уровень (от 0 до 5 баллов), средний уровень (от 6 до 9 баллов), высокий уровень (от 10 до 15 баллов).

    Таблица 1.

    1
    предметное
    мышление
    2
    символическое
    мышление
    3
    знаковое
    мышление
    4
    образное
    мышление
    5
    креативность
    1
    6
    11
    16
    21
    26
    31
    36
    41
    46
    51
    56
    61
    66
    71
    2
    7
    12
    17
    22
    27
    32
    37
    42
    47
    52
    57
    62
    67
    72
    3
    8
    13
    18
    23
    28
    33
    38
    43
    48
    53
    58
    63
    68
    73
    4
    9
    14
    19
    24
    29
    34
    39
    44
    49
    54
    59
    64
    69
    74
    5
    10
    15
    20
    25
    30
    35
    40
    45
    50
    55
    60
    65
    70
    75
    Сумма:
    Опросник для определения типов мышления и уровня креативности

    1. Мне легче что-либо сделать, чем объяснить, почему я так сделал(а).
    2. Я люблю настраивать программы для компьютера.
    3. Я люблю читать художественную литературу.
    4. Я люблю живопись (скульптуру).
    5. Я не предпочел(а) бы работу, в которой все четко определено.
    6. Мне проще усвоить что-либо, если я имею возможность манипулировать предметами.
    7. Я люблю шахматы, шашки.
    8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
    9. Я хотел(а) бы заниматься коллекционированием.
    10. Я люблю и понимаю абстрактную живопись.
    11. Я скорее хотел(а) бы быть слесарем, чем инженером.
    12. Для меня алгебра интереснее, чем геометрия.
    13. В художественной литературе для меня важнее не что сказано, а как сказано.
    14. Я люблю посещать зрелищные мероприятия.
    15. Мне не нравится регламентированная работа.
    16. Мне нравится что-либо делать своими руками.
    17. В детстве я любил(а) создавать свою систему слов/знаков/шифр для переписки с друзьями.
    18. Я придаю большое значение форме выражения мыслей.
    19. Мне трудно передать содержание рассказа без его образного представления.
    20. Не люблю посещать музеи, так как все они одинаковы.
    21. Любую информацию я воспринимаю как руководство к действию.
    22. Меня больше привлекает товарный знак фирмы, чем ее название.
    23. Меня привлекает работа комментатора радио, телевидения.
    24. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.
    25. Люблю фантазировать.
    26. Когда я слушаю музыку, мне хочется танцевать.
    27. Мне интересно разбираться в чертежах и схемах.
    28. Мне нравятся художественная литература.
    29. Знакомый запах вызывает всю картину событий, происшедших много лет назад.
    30. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче.
    31. Истинно только то, что можно потрогать руками.
    32. Я предпочитаю точные науки.
    33. Я за словом в карман не лезу.
    34. Люблю рисовать.
    35. Один и тот же спектакль/фильм можно смотреть много раз, главное — игра актеров, новая интерпретация.
    36. Мне нравилось в детстве собирать механизмы из деталей конструктора.
    37. Мне кажется, что я смог(ла) бы изучить стенографию.
    38. Мне нравится читать стихи вслух.
    39. Я согласен(а) с утверждением, что красота спасет мир.
    40. Я предпочел(а) бы быть закройщиком, а не портным.
    41. Лучше сделать табуретку руками, чем заниматься ее проектированием.
    42. Мне кажется, что я смог(ла) бы овладеть профессией программиста.
    43. Люблю поэзию.
    44. Прежде чем изготовить какую-то деталь, сначала я делаю чертеж.
    45. Мне больше нравится процесс деятельности, чем ее конечный результат.
    46. Для меня лучше поработать в мастерской, нежели изучать чертежи.
    47. Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.
    48. Если мне нужно выступить, то я всегда готовлю свою речь, хотя уверен(а), что найду необходимые слова.
    49. Больше люблю решать задачи по геометрии, чем по алгебре.
    50. Даже в отлаженном деле пытаюсь творчески изменить что-то.
    51. Я люблю дома заниматься рукоделием, мастерить.
    52. Я смог(ла) бы овладеть языками программирования.
    53. Мне нетрудно написать сочинение на заданную тему.
    54. Мне легко представить образ несуществующего предмета или явления.
    55. Я иногда сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
    56. Я предпочел(а) бы сам(а) отремонтировать утюг, нежели нести его в мастерскую.
    57. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
    58. Люблю писать письма.
    59. Сюжет кинофильма могу представить как ряд образов.
    60. Абстрактные картины дают большую пищу для размышлений.
    61. В школе мне больше всего нравились уроки труда, домоводства.
    62. У меня не вызывает затруднений изучение иностранного языка.
    63. Я охотно что-то рассказываю, если меня просят друзья.
    64. Я легко могу представить в образах содержание услышанного.
    65. Я не хотел(а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.
    66. Я чаще сначала сделаю, а потом думаю о правильности, решения.
    67. Думаю, что смог(ла) бы изучить китайские иероглифы.
    68. Не могу не поделиться только что услышанной новостью.
    69. Мне кажется, что работа сценариста/писателя интересна.
    70. Мне нравится работа дизайнера.
    71. При решении какой-то проблемы мне легче идти методом проб и ошибок.
    72. Изучение дорожных знаков не составило / не составит мне труда.
    73. Я легко нахожу общий язык с незнакомыми людьми.
    74. Меня привлекает работа художника-оформителя.
    75. Не люблю ходить одним и тем же путем.

    Источник

  • Share |

     

    Версия для печати

    Читайте также

    «Полоса препятствий» в эффективном взаимодействии
    «Полоса препятствий» в эффективном взаимодействии

    Качество взаимоотношений и результативность совместной работы зависят прежде всего от способов взаимодействия руководителя и подчиненного. Что же препятствует взаимопониманию и как преодолеть эти барьеры?



    Карьерный маршрут

    О том, что в компании можно сделать карьеру, вам скажут на каждом собеседовании. Мотивы таких обещаний понятны – перспектива роста привлекает многих. Это подтверждают и результаты опроса, который проводился сайтом Работа.ру: почти 50% соискателей готовы пойти работать за небольшие деньги, если это поможет им в дальнейшем сделать карьеру.

    Управление знаниями - итоги опроса

    На прошедшей в октябре конференции клиентов Websoft достаточно активно обсуждалась тема управления знаниями и информационных инструментов (программных продуктов, порталов) поддерживающих этот процесс. В целом общение показало, что единого, структурированного представления о том, что есть управление знаниями нет ни у представителей компаний, ни у консультантов и вендоров.


    Прошу слова! или искусство торжественной речи (продолжение)
    Прошу слова! или искусство торжественной речи (продолжение)

    Второй метод произнести торжественную речь: озвучить СЮЖЕТ плюс ВЫВОД. Особенно хорошо этот метод подходит для тостов. Что подразумевается под сюжетом? Это любая история, имеющая сюжет, то есть некое действие, «экшн», движение персонажей. А именно, сюжеты имеют любые случаи из жизни, поучительные истории, рассказы, басни, сказки, анекдоты.



    Лидер: служить или руководить?

    Представьте, что вы живете не в пространстве, а в плоскости и Вы — точка. А рядом с Вами живет Ваш сосед… тоже точка. И вот однажды Вы просыпаетесь и видите… А что Вы видите? Напоминаю, Вы живете в двухмерном пространстве. Совершенно верно, Вы видите линию, скажем, зеленого цвета и кричите своему соседу: «Ух ты, посмотри, у нас в гостях зеленая линия!». А сосед отвечает: «Да ты с ума сошел, она не зеленая, а красная!». Вы будете до хрипоты спорить о цвете, а между тем, это вообще не линия…

    Имя 
    Пароль  забыли?
    Присоединяйтесь!

    Новые материалы

       Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
       Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
       Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
       Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
       Сколько в среднем получают владимирские врачи?


    Последние комментарии

      
       мне приятно Вас читать 99 % читаемое мной - мусор... А на ваших постах глаза отдыхают 
       Действительно, Эдуард, что это я! Всё ещё hr, всё ещё пишу - с удовольствием вернусь)))
       Марина, вы вернетесь к нам или уже все?)
       вы можете оставлять активную ссылку на источник 
    Все статьи


    Интервью




    Публикую статью Алексея Королькова с видеокомментарием
    все интервью


    О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM