сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
 

Вебинары HRM.RU

Прогноз эффективности кандидатов на основе тестов
Начало 26.05.2017 12.00 (по московскому времени)

Полный список вебинаров

События

полный список

Последние обсуждения

  26.09.2019 16:41:06
Новый уровень безопасности дыхания
  30.08.2019 14:26:41
Worldskills International и 3М запускают новый совместный проект «Образование во имя будущего»
  30.08.2019 11:33:40
Молодые профессионалы за устойчивое будущее
  24.08.2019 14:36:18
Научные эксперименты, продуктовые тесты и мировые технологии для молодых профессионалов
  09.08.2019 16:18:31
Только оригинальные СИЗ обеспечивают гарантированную защиту


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы


Причины сопротивления участников тренинга


Причины сопротивления участников тренинга

Для того чтобы понять, что делать в той или иной ситуации, в первую очередь следует уделить время выявлению причин возникшего сопротивления.

Тематические разделы:
Обучение и развитие персонала
Обучение и развитие персонала : Очное обучение : Тренинги
Статьи : Обучение и развитие
Мотивация персонала
Психология, теории HR

Автор: Ирина Куракина, «ВсеКтоУчатсяМоиДрузья!», «Бери & Веди»

Дата публикации: 04.08.2010



Причины сопротивления участников тренинга

Причины сопротивления участников тренингаОдним из самых болезненных вопросов, беспокоящих тренеров, является сопротивление группы (или отдельных ее членов) обучению. Участники тренинга могут отказываться от выполнения заданий, высказывать неконструктивные критические замечания, предъявлять претензии к методике, содержанию групповой работы и пр. Одним словом, всячески препятствовать конструктивному групповому взаимодействию, нацеленному на достижение поставленных целей.

В данной ситуации тренеру важно сохранять спокойствие и своевременно реагировать на подобные проявления. Для того чтобы понять, что делать в той или иной ситуации, в первую очередь следует уделить время выявлению причин возникшего сопротивления. Так, причины, вызывающие реакцию сопротивления, можно объединить в две основные группы:

сопротивление, обусловленное поведением тренера;
сопротивление, обусловленное негативным настроем участников на обучение.

Рассмотрим обозначенные группы более подробно.

Сопротивление, обусловленное поведением тренера


Представьте себе ведущего, который на тренинге дает Вам некачественную во всех отношениях информацию - алогичную, неструктурированную, изобилующую специальными терминами, или наоборот, слишком простую, избыточную, или недостаточную для понимания. Одним словом, сложную для восприятия. Как Вы будете чувствовать себя в данной ситуации? Скорее всего, как минимум оскорбитесь на такое отношение к делу, или расстроитесь из-за потерянного времени, будете выражать свое недовольство, или просто уйдете из аудитории. Причиной такой реакции будет некачественная работа тренера.

Теперь представим себе ситуацию, что Вы находитесь на тренинге, ведущий которого тщательно продумал и заблаговременно подготовил весь материал, но постоянно стремится Вам понравиться, заискивает Вашего внимания, осыпает похвалой за несущественные высказывания, подстраивается под все желания группы и учитывает все замечания. Вы чувствуете лесть и фальшь в каждом слове и действии. Как Вы будете себя вести с таким тренером? Возможно, манипулировать им? А, может, издеваться? Всему виной является поведение тренера, которое можно назвать «пристройкой снизу».

А если тренер, владея грамотным материалом, напротив, начинает игнорировать любые Ваши предложения и замечания, если он занимает авторитарную позицию, не принимает возражения, указывает Вам что, когда и как делать? Будет ли Вам комфортно работать с ним? Скорее всего, поведение тренера, характеризующееся «пристройкой сверху», не вызовет у Вас доверия и желания продуктивно работать.

Точно такие же чувства испытывают участники тренинга по продукту, сталкиваясь с некорректным поведением тренера. Именно поэтому следует уделять особое внимание собственному поведению, анализировать сигналы, указывающие на возникающее сопротивление группы, и оперативно вносить коррективы в собственную работу.

Сопротивление, обусловленное негативным настроем участников на обучение


Негативный настрой участников тренинга на обучение является естественным барьером перед освоением нового опыта, однако может быть усугублен следующими факторами: *

  • боязнь оценки (взрослый человек чувствует себя крайне некомфортно в положении проверяемого, ведь эта процедура ставит под сомнение его квалификацию, авторитет и пр.);
  • наличие опасений (проведение тренинга может быть связано с появлением новых требований к профессиональным обязанностям);
  • страх неизвестного (обучение может стать предвестником неизвестных перемен в условиях работы);
  • наличие подозрений (тренинг, направленный на повышение эффективности работы сотрудников, может стать для участников тренинга сигналом к скорому сокращению штата);
  • боязнь потери статуса (проводимое обучение может приводить к подрыву имиджа, статуса особо тревожных, неуверенных в своей компетентности участников);
  • нежелание отказываться от привычки (для многих отказ от привычных, удобных стереотипов поведения является болезненным и крайне нежелательным);
  • наличие протеста (неблагоприятная ситуация, царящая на рабочем месте, является демотивирующим фактором, влияющим на потерю интереса к обучению);
  • отсутствие предварительной подготовки (проведение тренинга не согласовано с его участниками, информация о месте и времени проведения дана в последний момент).

    Тренеру важно понимать, что для участников тренинга вполне естественно отстаивать свою целостность и отвергать все попытки внешнего воздействия.

    Понимание причин сопротивления участников обучению дает тренеру уникальную возможность повлиять на поведение группы путем своевременной профилактики или активной работы с реальным сопротивлением - и сделать процесс обучения более эффективным.

    * Кларин М. В. Корпоративный тренинг от А до Я: Научно-практическое пособие. - М.: Дело, 2000.Ирина Куракина, «ВсеКтоУчатсяМоиДрузья!»,


    «Бери & Веди»,

    do-trainings@pr-rost.ru

  • Share |

     

    Версия для печати     Обсудить на форуме

    Читайте также

    «Новые тенденции в информационном обществе обязывают нас быть быстрыми и адаптивными»
    «Новые тенденции в информационном обществе обязывают нас быть быстрыми и адаптивными»

    Владимир Тихомиров, научный руководитель Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) рассказывает о предстоящем Международном форуме по образованию Smart E-Learning Россия.


    «Закулисье» корпоративного T&D
    «Закулисье» корпоративного T&D

    Приглашаем всех, кому небезразлично положение дел в T&D, принять участие в нашем исследовании. В обмен на вашу готовность стать внутренними спонсорами проекта и нашими единомышленниками, мы предоставим отчет по вашей компании!
    Впечатления от eLearn Expo

    Хочу поделиться некоторыми впечатлениями от eLearn Expo 2009. Я для себя разделяю выставку и конференцию. Как для экспонента с выставкой все хорошо - интерес есть и он как минимум не ниже прошлогоднего.

    7 грехов разработчиков онлайновых учебных видеокурсов
    7 грехов разработчиков онлайновых учебных видеокурсов

    С ростом популярности видео сервисов, таких как YouTube, на который теперь приходится 25 процентов всех поисковых запросов в Сети, использование обучающего видео стало обычной практикой в большинстве организаций и колледжей.

    Какие профессии будут востребованы в Эстонии через десять лет: анализ и советы

    Самый большой страх молодежи – учиться несколько лет, чтобы потом устроиться на работу по другой специальности. Как найти профессию, которая придется по душе, будет соответствовать личным качествам, а самое главное – на которую будет спрос в последующие годы. Обо всем этом смотрите в сюжете репортера "МЫ!" Екатерины Ковшовой.
    Имя 
    Пароль  забыли?
    Присоединяйтесь!

    Новые материалы

       Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
       Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
       Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
       Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
       Сколько в среднем получают владимирские врачи?


    Последние комментарии

      
       мне приятно Вас читать 99 % читаемое мной - мусор... А на ваших постах глаза отдыхают 
       Действительно, Эдуард, что это я! Всё ещё hr, всё ещё пишу - с удовольствием вернусь)))
       Марина, вы вернетесь к нам или уже все?)
       вы можете оставлять активную ссылку на источник 
    Все статьи


    Интервью




    Публикую статью Алексея Королькова с видеокомментарием
    все интервью


    О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM