сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
 

Вебинары HRM.RU

Прогноз эффективности кандидатов на основе тестов
Начало 26.05.2017 12.00 (по московскому времени)

Полный список вебинаров

События

полный список

Последние обсуждения

  10.12.2017 11:31:22
Выявление стресс-факторов у персонала
  06.10.2017 18:48:47
Открываем набор на Менеджера по обучению и развитию!
  29.09.2017 14:03:51
Подготовка к отбору, тестирования. Кто проходил?
  26.09.2017 15:00:21
Требуется профессиональный рекрутер
  05.09.2017 13:57:49
Резюме технического директора на производстве


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы


Организация дистанционного электронного обучения – через призму опыта. Часть II.

    В первой части я описал мое видение создания учебных курсов: последовательность и этапы, разновидности документации при «Бюрократизации обучения».

    Тематические разделы:
    Обучение и развитие : Дистанционное обучение
    Банки/Инвестиции/Лизинг/Страхование

    Автор: Стулов Андрей (эксперт портала)

    Дата публикации: 10.04.2009


    Организация дистанционного электронного обучения – через призму опыта. Часть II.


    В первой части я описал мое видение создания учебных курсов: последовательность и этапы, разновидности документации при «Бюрократизации обучения».


    Организация дистанционного электронного обучения – через призму опыта


    Проведение обучения - это второй блок системы электронного дистанционного обучения (далее СДЭО).

    Итак, у Вас уже имеется один или несколько готовых электронных курсов и теперь можно приступить к обучению персонала.

    В процессе организации и проведения обучения постоянно присутствуют четыре СУБЪЕКТА: организаторы обучения или администраторы, участники обучения, то есть те, кто обучается, их непосредственные руководители и заказчики обучения. Поэтому на каждом этапе, связанном с проведением обучения, необходимо помнить о них. Не просто помнить, но и организовать процесс обучения таким образом, чтобы он был всем понятен, доступен. А это уже зависит от компетенции команды учебного отдела. В связи с этим - небольшое отступление.

    Мой давний знакомый, Сергей Владимирович, работающий начальником учебного подразделения, рассказал мне такую историю. В разгар рабочего дня раздается звонок шефа: «Управление делами интересуется, когда же Ваш отдел соизволит отправить начальника департамента на обучение. Все сроки подачи документов прошли, так Вы его отправляете учиться? Прошу в срочном порядке разобраться и доложить». Естественно, как любой руководитель, который не выполнил поставленную задачу, он пытался вспомнить: «А были ли такие документы? Если нет, то почему, как такое могло случиться?» Буквально через несколько минут администратор учебных программ, принес ему копии документов, из которых было очевидно, что они, правильно оформлены, отправлены всем заинтересованным службам в установленные сроки. И претензии со стороны Управления делами были несостоятельными.

    Как потом поделился Сергей Владимирович, он был рад не тому, что документы были представлены в срок и правильно оформлены, а тому, что сама система обучения и связанная с ней система документооборота работала без вмешательства руководства и не требовала дополнительного стимулирования и встряски. Безусловно, она работала за счет вовлеченных в этот процесс сотрудников, которые знали как, что, когда, каким образом необходимо делать.

    Мы снова возвращаемся к «Бюрократизации обучения». Для организации и проведения обучения нам нужен еще один документ, который описывает и регламентирует этот процесс.

    Назовем этот документ «Правила организации обучения». Из каких разделов он может состоять:

    1. Организация формирования учебных групп.




    С первых шагов возникают несколько вопросов: кого обучать, почему этих работников, а не других, кто это определил? Для того чтобы Вам в дальнейшем не требовалось долго раздумывать, отвечая на эти вопросы, нам снова требуется заказчик учебного курса. Именно наш заказчик должен нам дать или перечень должностей или персоналии. Перечень должностей нас устроит, если мы владеем базой данных о наших работниках. Из нее мы легко можем сформировать группу участников обучения. А что делать, если заказчик не знает наверняка, кто в филиалах, в глубинке занимается тем, чему мы их хотим научить, повысить квалификацию? Такое бывает, если компания очень большая. Тогда поступаем проще - высылаем запрос во все подразделения, на имя руководителя, с просьбой предоставить списки людей, которым нужно назначить данный курс. Обязательно указываем: что за курс, для чего он нужен, какие задачи решает, сколько времени потребуется работнику на его прохождение.

    Процедура формирования списков на обучение, должна быть максимально автоматизирована. Поэтому вышеперечисленные решения имеют место быть, но не для всех СУБЪЕКТОВ они оптимальны. Каким образом этот процесс можно было бы автоматизировать, чтобы он устраивал всех?

    В зависимости от того, какое программное обеспечение для дистанционного обучения Вы используете, решения могут отличаться. Но смысл решения следующий – в карточке сотрудника в ПО создаётся признак, «выполняемые роли». В зависимости от должности работник может выполнять несколько ролей: вести переговоры, оформлять договора, проводить оценку работы дилера и др. Когда новый работник устраивается к Вам в компанию, непосредственный руководитель должен сразу указать, какие «роли» он будет выполнять. Соответственно курсу мы так же присваиваем признак «обучает выполнению роли». И тогда процесс формирования будет очень простым и быстрым: добавить в группу тех работников, которые выполняют эту роль.

    2. Организация учебных мероприятий.




    Под учебным мероприятием я подразумеваю событие, которое имеет дату начала и дату завершения, в основе которого лежит учебная программа или дистанционный курс. Когда у Вас уже имеется список участников учебного курса, то назначение его работникам можно провести несколькими способами: это зависит от количества участников обучения. Если их немного, порядка 100 – 200 человек- все просто. Всем им одновременно назначаем курс. А если в списке их гораздо больше? Как показывает опыт, отслеживать большое количество участников обучения сложно. Необходимо постоянно формировать отчеты, каким-то образом понимать, почему некоторые работники не начали обучения, другие начали и уже несколько дней не заходят в курс.

    Поэтому, будет намного проще, если назначение электронных курсов Вы будете проводить поэтапно. Например: вначале - для работников пяти ближних филиалов, затем, через некоторое время,- для работников семи дальних филиалов. И еще, если Ваше программное обеспечение позволяет присваивать работнику статус «текущее состояние», появляется возможность отследить причины отсутствия сотрудника на рабочем месте: командировка, больничный, декрет, отпуск и др. Такое решение позволяет понимать, почему работник не обучается в настоящий момент.

    В программном обеспечении WebTuror компании WebSoft, этот функционал уже реализован в полной мере; без ложной скромности скажу, что к его созданию, и я приложил некоторые усилия (Алексей Корольков поправит, если я ошибаюсь). Мне и моим сотрудникам уже намного проще назначать учебные курсы, отслеживать процесс обучения.

    Для оповещения работников, включенных в учебное мероприятие во многих ПО используется электронная почта, поэтому, очень желательно, чтобы у всех Ваших работников был e-mail. Но не все пользуются в полной мере современными, электронными коммуникациями. Поэтому как дополнение, а в некоторых случаях - как основное решение, для оповещения каждого работника о том, что им назначен курс, можно использовать служебное письмо. Оно подписывается руководителем компании (или его заместителем) и адресуется всем руководителям подразделений, подчиненные которых должны пройти данный курс. Это, во-первых дисциплинирует всех, во-вторых - вы будете уверены, что все участники обучения будут извещены о Вашем мероприятии.

    3. Завершение учебного мероприятия.




    Итак свершилось, наступил тот день, когда учебное мероприятие проведено. Завершение может быть инициировано: а) по определенной дате; б) тогда, когда все участники прошли курс; в) по инициативе заказчика.

    Итогом завершения должен стать документ о прохождении обучения данного курса и соответствующими работниками. Зачем это необходимо? Основная задача – дисциплинирование будущих участников обучения и их руководителей. Второстепенная, но такая же важная – Вы отлично выполнили свою работу. Этот документ должен быть подписан первым руководителем или его замом и отправлен руководителям структурных подразделений. Будет очень хорошо, если к нему Вы приложите список всех участников обучения с итогами, баллами, комментариями, как они этот курс проходили. То есть краткий отчет.

    Осталось еще пара вопросов:

    А) Если мы закрываем мероприятие по определенной дате, то не все участники могут завершить обучение в срок. Да, такое возможно, но для этого мы и отправляем письмо с итогами обучения, чтобы непосредственный руководитель сделал необходимые выводы. Тем самым учебный отдел окажет опосредованную помощь руководителям в принятии важных кадровых и управленческих решений.

    Если же завершать учебное мероприятие, только тогда когда все его участники пройдут учебный курс, то через некоторое время Вы получите массовое «непрохождение» обучения, а учебная дисциплина будет хромать.

    Б) Я понимаю многих руководителей учебных подразделений, когда они негативно относятся к «Бюрократизации обучения», очень понимаю. Это похоже на поход к стоматологу. Если не болит - ходить не стоит, а когда заболит, думаешь – что же раньше не посетил. Описав процесс организации и проведения обучения, внеся в него три вышеописанных блока, согласовав его со всеми руководителями подразделений, Вы получите не только работающий документ, но и сформируете хорошую учебную дисциплину. А она является одним из важных составляющих успешного функционирования учебного подразделения и системы развития персонала в компании. И вашего успеха в том числе.

    Share |

     

    Версия для печати

    Читайте также

    Карл Кэпп
    Игры и симуляции (часть 1)

    Карл Кэпп (Karl Kapp), профессор, автор учебных курсов и книг, преподаватель, понимает ценность игр и симуляторов для электронного образования. В интервью, состоящем из двух частей, Карл освещает все грани этого вопроса, от видеоигр до виртуальных 3D миров. Обсуждаются преимущества данных технологий для образовательного процесса и будущие тренды в онлайновом обучении.


    Эволюция интранет порталов
    Эволюция интранет порталов

    Автор одного из наиболее авторитетных блогов в сфере Enterprise 2.0, Dion Hinchcliffe, опубликовал свой взгляд на эволюцию интранет порталов

    Вебинары для тренеров
    Вебинары для тренеров: как сделать и провести семинар в Интернете?

    Традиционные семинары, как правило, требуют выделения 1-2 дней на посещение. При чем реально эффективного рабочего времени, когда слушатель получает знания, не более 4-5часов. Остальное время съедается кофе-брейками/паузами, перерывом на обед и дорогой. Посещать и проводить Интернет семинары (вебинары) можно в любое удобное время, без отрыва от основного места работы. Это уникальная технология одинаково привлекательна, как для слушателей, так и для профессиональных и начинающих тренеров.

    Корпоративный университет АФК "Система"

    Кейс компании АФК "Система" по дистанционному обучению на платформе Webtutor


    Корпоративный портал и совместная работа

    За счет средств совместной работы корпоративный портал может повысить эффективность любой, даже небольшой компании, а при наличии удаленных сотрудников ему нет альтернативы.
    Имя 
    Пароль  забыли?
    Присоединяйтесь!

    Новые материалы

       Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
       Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
       Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
       Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
       Сколько в среднем получают владимирские врачи?

    Семинар
    "HR-Аналитика в R"

    Москва, 16-17 ноября 2017 года


    ______________________________

    ВНИМАНИЕ
    Желаете узнать свою стоимость на рынке?

    Сколько я стою на рынке
    ______________________________
     
    Подпишитесь на
    рассылку
    Вебинары HRM

    *Подписка на НОВОСТИ HRM
    Пожалуйста, укажите ваш e-mail адрес:
      


    Последние комментарии

      
       мне приятно Вас читать 99 % читаемое мной - мусор... А на ваших постах глаза отдыхают 
       Действительно, Эдуард, что это я! Всё ещё hr, всё ещё пишу - с удовольствием вернусь)))
       Марина, вы вернетесь к нам или уже все?)
       вы можете оставлять активную ссылку на источник 
    Все статьи


    Интервью




    Публикую статью Алексея Королькова с видеокомментарием
    все интервью


    О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM