сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
 

Вебинары HRM.RU

Ключевые факторы удержания и текучести персонала
Начало 22.03.2016 12.00 (по московскому времени)

HR-аналитика 2016 - практики, перспективы
Начало 12.04.2016 12.00 (по московскому времени)

Полный список вебинаров

События

  24.02.2016
Оценка персонала для бизнеса-2016
  25.02.2016
HR metrix russia conference 2016
  26.02.2016
Выставка-конференция «НАОБОРОТ – 2016» – традиционное место встречи HR и T&D
  26.02.2016
Премия "Корпоративное обучение" и Рейтинг провайдеров обучение
  29.02.2016
Конкурс для тренеров «Тренерское мастерство»
полный список

Последние обсуждения

  04.02.2016 21:15:18
Доступ к hh, суперджоб
  04.02.2016 11:51:26
Разработчик/ администратор СДО WebTutor (Мск)
  03.02.2016 16:13:55
«SMARTMOB 2016»: готовые решения для Вашего отдела продаж
  03.02.2016 14:08:14
Кадровые семинары в феврале 2016 года
  02.02.2016 18:59:32
Крах хаха


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2015
Все опросы


Наблюдение как метод психодиагностики


    Наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.
    Тематические разделы:
    Оценка персонала : Тестирование
    Оценка персонала
    Психология, теории HR

    Дата публикации: 16.05.2009



    Наблюдение как метод психодиагностики

    Наблюдение как метод психодиагностики Наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

    Особенности метода наблюдения:

  • непосредственная связь исследователя с объектом наблюдения; одновременность события и его наблюдения;
  • данные об объекте наблюдения получены со стороны наблюдателем;
  • целостное восприятие наблюдаемой ситуации;
  • зависимость данных от состояния и установок наблюдателя;
  • влияние наблюдателя на объект наблюдения;
  • влияние объекта наблюдения на восприятие наблюдателем его признаков и их оценку.

    Научное наблюдение связано с прямым, непосредственным восприятием событий или участием в них.

    Оно имеет много общего с обыденным наблюдением, как человек в повседневной жизни воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится.

    Отличия научного наблюдения от обыденного:

  • четко сформулированы цели и задачи, объект и предмет наблюдения;
  • осуществляется по заранее продуманному плану;
  • данные наблюдения фиксируются в протоколах по определенной системе;
  • полученная информация подвергается контролю на обоснованность и устойчивость.

    Наблюдению присущи свои особенности, преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при его применении.

    Преимущества метода наблюдения:

  • непосредственное восприятие поведения объекта наблюдения в реальном времени;
  • оперативность получения информации;
  • объективность, конкретность данных;
  • единство эмоционального и рационального в восприятии ситуации;
  • расширение возможностей интуиции в понимании и объяснении явлений;
  • возможность точнее понять смысл поведения людей за счет идентификации с ценностями, целями объектов наблюдения.
  • возможность использования опыта наблюдателя в выявлении проблемных ситуаций, гибкость исследовательских установок;
  • возможности приближения объекта к условиям экспериментальной ситуации.

    Недостатки метода наблюдения:

  • локальность наблюдаемых явлений, ограниченный характер наблюдаемой ситуации;
  • невозможность повторения событий ситуации;
  • трудность дифференциации и выделения признаков наблюдаемой ситуации;
  • искажение естественного состояния объекта ограничивает возможности для обобщения;
  • пассивность метода, его зависимость от имеющихся на момент наблюдения состояний объекта.
  • ограничены возможности получения данных о целях, мотивах поведения;
  • субъективность, искажение, ошибки в регистрации признаков из-за эмоций, низкой квалификации, неверных установок наблюдателя.

    Типичные ошибки наблюдения:

  • Гало-эффект - обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
  • Эффект снисхождения- тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
  • Ошибка центральной тенденции - наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.
  • Ошибка корреляции- оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
  • Ошибка контраста- склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
  • Ошибка первого впечатления - первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

    Наблюдение незаменимо в случаях, когда:

  • необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию,
  • нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

    Классификация видов наблюдения


     

    Все разновидности наблюдения могут сочетаться различным образом. Рассмотрим их отдельные виды.

    Контролируемое наблюдение

  • заранее предусматривает ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации фактов,
  • применяется в исследованиях описательного и экспериментального плана, когда исследователь знаком с изучаемым явлением.

    Неконтролируемое наблюдение

  • применяется в исследованиях разведывательного плана с целью предварительного знакомства с проблемой,
  • при проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации.

    Применяется на практике на начальном этапе исследования, а также совместно с другими методами сбора данных, дополняя и контролируя полученную информацию.

    Открытое наблюдение :

  • предполагает оповещение наблюдаемых о проводимом наблюдении,
  • осуществляется с целью изучения психологической совместимости группы, экипажа, а также выявления лиц, склонных к отклоняющемуся поведению.

    Скрытое наблюдение - осуществляется наблюдателем инкогнито, когда наблюдаемые не знают, что являются объектом исследования,

    Включенное наблюдение - наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует:

  • предполагает непосредственное участие наблюдателя в происходящих событиях,
  • исследователь может не выделяться как наблюдатель (скрытое включенное наблюдение), осуществляя изучение данной совокупности как бы изнутри.

    Включенное наблюдение не всегда используется как скрытое. Возможны и варианты включенного открытого наблюдения.

    Варианты включенного наблюдения:

  • наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем (при изучении динамики поведения в группе альпинистов или экипажа подводной лодки – фильм «72 метра»).
  • наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (дети, играющие в комнате, одна стена которой — зеркало Гезелла; фокус-группы). Это позволяет фиксировать скрытые социальные явления в коллективах.

    Невключенное наблюдение:

  • осуществляется со стороны,
  • наблюдатель не является участником происходящих событий.

    Невключенное наблюдение может быть как скрытым, так и открытым.

    Полевое наблюдение:

  • самый распространенный вид исследования,
  • протекает в естественных для наблюдаемых условиях;
  • реально отражает различные стороны жизни и деятельности объекта.

    При полевых обследованиях следует различать наблюдение:

  • безучастное,
  • пассивное,
  • активно соучаствующее.

    Пример безучастного наблюдения может служить наблюдение на стадионе во время футбольного матча за поведением фанатов. Естественно, никто из них не подозревает о том, что их «исследуют», следовательно, процедура никак не влияет на обычное самовыражение наблюдаемых людей.

    О том, что ведется включенное пассивное наблюдение, догадаться не так уж просто, особенно в том случае, если исследователь ведет себя непринужденно и производит впечатление просто любознательного «чужака».

    В случае активно соучаствующего наблюдения исследователь живет вместе с группой или сообществом, которые он изучает, принимая непосредственное участие в их деятельности.

    Лабораторное наблюдение:

  • характеризуется искусственными условиями, которые только моделируют естественные,
  • исследователь сам определяет эти условия, место и время проведения наблюдения.

    Преимущество лабораторного наблюдения – углубленное изучение отдельных сторон деятельности индивида.

    При лабораторном наблюдении широко используются различные технические средства – фото – кино – видео – аппаратура, измерительные приборы.

    Систематическое наблюдение:

  • проводится регулярно с заданной периодичностью,
  • осуществляется по достаточно структурированной методике с высокой степенью конкретизации всей деятельности наблюдателя, по определенному плану,
  • выделяются регистрируемые особенности поведения (переменные),
  • классифицирует условия внешней среды.

    Несистематическое (случайное ) наблюдение:

  • обычно не планируется, является богатым источником информации,
  • трудность данной разновидности наблюдения состоит в непредсказуемости, случайности возникновения событий,
  • продуктивно в течение более или менее продолжительного промежутка времени.

    Проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии.

    Важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.

    Эпизодическое наблюдение – это фиксация изучаемых явлений и событий при отсутствии четкого регламента регистрации их в определенных временных интервалах или по различным этапам их протекания.

    Одномоментное наблюдение – фиксируется одно явление или событие, происходящее в определенном месте и в определенное время, например, осуществляемое психологом невключенное наблюдение за поведением студентов на занятии.

    Панельное наблюдение – процесс неоднократного, протяженного во времени, проводимого через определенные интервалы, систематического и организованного наблюдения за одним и тем же объектом, с целью выявить его изменения.

    Нестандартизированное наблюдение – изучение психологических явлений и процессов, когда определен только объект наблюдения, но не определены элементы изучаемого процесса и события, которые будут наблюдаться.

    Чаще всего применяется на начальной стадии психологического исследования с целью определения проблемной ситуации.

    Стандартизированное наблюдение – способ сбора эмипирической психологической информации, когда заранее определен не только объект и предмет исследования, но и состав элементов изучаемого процесса.

    Стандартизированное наблюдение может быть использовано как основной метод сбора информации для точного описания предмета исследования и в качестве способа проверки результатов, полученных другими методами, уточнения, корректировки их.

    «Сплошное» наблюдение - исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения,

    Выборочное наблюдение - исследователь обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов.

    Наблюдение может быть:

  • непосредственное;
  • с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов (аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т. д.).

    Самым лучшим способом исследования поведенческих проявлений -сплошное наблюдение.

    Лучший способ фиксации — скрытая аудиовизуальная запись, которую можно было бы неоднократно анализировать. Для психологической диагностики интересны все поведенческие проявления больного (и вербальные, и невербальные), имеющие диагностическую значимость.

    В ходе наблюдения может фиксироваться то, что невозможно зарегистрировать никаким иным методом, а именно:

  • стиль поведения,
  • жесты,
  • мимику,
  • движения индивидов и целых групп.

    Наблюдение используется вкупе с другими методами сбора информации, обогащая бесстрастную статистику живым материалом восприятия.

    Метод наблюдения - один из наиболее сложных и трудоемких методов исследования, предполагающий составление программы наблюдения.

    В программе прописываются этапы процедуры исследования методом наблюдения:

    1) выявляется проблемная ситуация,

    2) определяются цели и задачи,

    3) определяются объект наблюдения (отдельные индивиды или группа), предмет наблюдения (поведение индивида или группы), ситуации наблюдения;

    4) выбирается способ наблюдения и регистрации данных;

    5) строится план наблюдения (ситуации — объект — время);

    6) выбирается метод обработки результатов;

    7) осуществляется наблюдение согласно плана;

    8) проводится обработка и интерпретация полученной информации.

    Для регистрации различных действий объекта наблюдения (единиц наблюдения) используются следующие документы :

    а) карточка наблюдения – предназначена для регистрации признаков наблюдения в строго формализованном и, как правило, в закодированном виде;

    б) протокол наблюдения – предназначен для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах. Отражает алгоритм взаимодействия различных карточек наблюдения;

    в) дневник наблюдателя – предназначен для фиксации результатов наблюдения. В нем отмечаются не только сведения об объекте, но и действия исследователя в ходе наблюдения, дается оценка инструментария.

  • Share |

     

    Версия для печати

    Читайте также
      Тестирование персонала: мифы и реальность

      Вопрос о том, применять ли психологическое тестирование на предприятии, обсуждается давно и по-прежнему основывается на личном выборе руководителя. Причем решение зачастую основывается на предрассудках и предубеждениях в большей степени, чем на реальном знании вопроса: зачем это нужно и что это дает?

      Тестирование в учебном процессе: его история и возможности
      Тестирование в учебном процессе: его история и возможности

      Качество обучения напрямую зависит от количества, глубины, своевременности и объективности оценки получаемых знаний. Грамотно составленные тесты позволяют определять уровень усвоения знаний и степень формирования навыков в процессе обучения.



      Стоит ли использовать тесты в процессе отбора и оценки персонала

      Вопрос, часто волнующий менеджеров по персоналу — стоит ли использовать тестовые методики в процессе отбора и оценки персонала, и если да, то какие?

      Характерологический тест К. Леонгарда – Н. Шмишека

      При подборе персонала на позиции, требующие определенных качеств, в ряде случаев важна диагностика скрытых акцентуаций человека. Тест К. Леонгарда – Н. Шмишека позволяет выявить и предвидеть их проявление в поведении человека под воздействием некоторых факторов.
      Суть психологического тестирования

      Психологический тест, в широком смысле, – это объективный и стандартизованный инструмент, предназначенный для выявления количественных и качественных различий между людьми
      Имя 
      Пароль  забыли?
      Присоединяйтесь!

      Новые материалы

         Восемь архетипов лидера
         Флоренция эпохи Возрождения — модель инноваций на все времена
         Акции LinkedIn рухнули на 40%
         Как кризис меняет рынок труда
         Нанимайте тех, кто с вами не согласен


      Последние комментарии

         ссылку поправьте
         Уважаемые коллеги, пост был вычищен автором, в связи с чем я прекращаю обсуждение.
         спасибо
         Способы изменения поведения животных  и сопутствующую им терминологию  оставим за бортом. Хочется...
         В отношении значимости денег, в качестве мотивационнного фактора, хочу поделиться мнением (исходя из...
      Все статьи


      Интервью




      Публикую статью Алексея Королькова с видеокомментарием
      все интервью


      О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM