сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
 

Вебинары HRM.RU

Прогноз успешности кандидатов на основе тестов
Начало 03.06.2016 12.00 (по московскому времени)

Полный список вебинаров

События

  16.05.2016
Семинар «Руководитель службы персонала: обязательные функции и приоритеты в работе»
  16.05.2016
Семинар «Совершенствование процессов управления персоналом»
  19.05.2016
II HR Business Partner Conference Russia 2016. - Москва
  23.05.2016
Семинар «Программы социального развития персонала: современные тенденции, инструменты реализации и оценка эффективности»
  01.06.2016
2-й Всероссийский Практический Форум «HR стратегия в оценке и обучении персонала»
полный список

Последние обсуждения

  27.04.2016 12:27:06
вакансия Специалист отдела персонала (Москва)
  27.04.2016 10:35:05
Новая эффективная платформа для привлечения подписчиков «Вконтакте»
  27.04.2016 9:28:03
Предлагаю недорогой доступ к SuperJob
  26.04.2016 9:29:56
Контакты из резюме Украины и Казахстана
  19.04.2016 14:05:59
Компания «АльфаСтрахование» - партнер Весенней межрегиональной конференции работодателей Черноземья


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2015
Все опросы


Наблюдение как метод психодиагностики


    Наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.
    Тематические разделы:
    Оценка персонала : Тестирование
    Оценка персонала
    Психология, теории HR

    Дата публикации: 16.05.2009



    Наблюдение как метод психодиагностики

    Наблюдение как метод психодиагностики Наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

    Особенности метода наблюдения:

  • непосредственная связь исследователя с объектом наблюдения; одновременность события и его наблюдения;
  • данные об объекте наблюдения получены со стороны наблюдателем;
  • целостное восприятие наблюдаемой ситуации;
  • зависимость данных от состояния и установок наблюдателя;
  • влияние наблюдателя на объект наблюдения;
  • влияние объекта наблюдения на восприятие наблюдателем его признаков и их оценку.

    Научное наблюдение связано с прямым, непосредственным восприятием событий или участием в них.

    Оно имеет много общего с обыденным наблюдением, как человек в повседневной жизни воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится.

    Отличия научного наблюдения от обыденного:

  • четко сформулированы цели и задачи, объект и предмет наблюдения;
  • осуществляется по заранее продуманному плану;
  • данные наблюдения фиксируются в протоколах по определенной системе;
  • полученная информация подвергается контролю на обоснованность и устойчивость.

    Наблюдению присущи свои особенности, преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при его применении.

    Преимущества метода наблюдения:

  • непосредственное восприятие поведения объекта наблюдения в реальном времени;
  • оперативность получения информации;
  • объективность, конкретность данных;
  • единство эмоционального и рационального в восприятии ситуации;
  • расширение возможностей интуиции в понимании и объяснении явлений;
  • возможность точнее понять смысл поведения людей за счет идентификации с ценностями, целями объектов наблюдения.
  • возможность использования опыта наблюдателя в выявлении проблемных ситуаций, гибкость исследовательских установок;
  • возможности приближения объекта к условиям экспериментальной ситуации.

    Недостатки метода наблюдения:

  • локальность наблюдаемых явлений, ограниченный характер наблюдаемой ситуации;
  • невозможность повторения событий ситуации;
  • трудность дифференциации и выделения признаков наблюдаемой ситуации;
  • искажение естественного состояния объекта ограничивает возможности для обобщения;
  • пассивность метода, его зависимость от имеющихся на момент наблюдения состояний объекта.
  • ограничены возможности получения данных о целях, мотивах поведения;
  • субъективность, искажение, ошибки в регистрации признаков из-за эмоций, низкой квалификации, неверных установок наблюдателя.

    Типичные ошибки наблюдения:

  • Гало-эффект - обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
  • Эффект снисхождения- тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
  • Ошибка центральной тенденции - наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.
  • Ошибка корреляции- оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
  • Ошибка контраста- склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
  • Ошибка первого впечатления - первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

    Наблюдение незаменимо в случаях, когда:

  • необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию,
  • нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

    Классификация видов наблюдения


     

    Все разновидности наблюдения могут сочетаться различным образом. Рассмотрим их отдельные виды.

    Контролируемое наблюдение

  • заранее предусматривает ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации фактов,
  • применяется в исследованиях описательного и экспериментального плана, когда исследователь знаком с изучаемым явлением.

    Неконтролируемое наблюдение

  • применяется в исследованиях разведывательного плана с целью предварительного знакомства с проблемой,
  • при проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации.

    Применяется на практике на начальном этапе исследования, а также совместно с другими методами сбора данных, дополняя и контролируя полученную информацию.

    Открытое наблюдение :

  • предполагает оповещение наблюдаемых о проводимом наблюдении,
  • осуществляется с целью изучения психологической совместимости группы, экипажа, а также выявления лиц, склонных к отклоняющемуся поведению.

    Скрытое наблюдение - осуществляется наблюдателем инкогнито, когда наблюдаемые не знают, что являются объектом исследования,

    Включенное наблюдение - наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует:

  • предполагает непосредственное участие наблюдателя в происходящих событиях,
  • исследователь может не выделяться как наблюдатель (скрытое включенное наблюдение), осуществляя изучение данной совокупности как бы изнутри.

    Включенное наблюдение не всегда используется как скрытое. Возможны и варианты включенного открытого наблюдения.

    Варианты включенного наблюдения:

  • наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем (при изучении динамики поведения в группе альпинистов или экипажа подводной лодки – фильм «72 метра»).
  • наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (дети, играющие в комнате, одна стена которой — зеркало Гезелла; фокус-группы). Это позволяет фиксировать скрытые социальные явления в коллективах.

    Невключенное наблюдение:

  • осуществляется со стороны,
  • наблюдатель не является участником происходящих событий.

    Невключенное наблюдение может быть как скрытым, так и открытым.

    Полевое наблюдение:

  • самый распространенный вид исследования,
  • протекает в естественных для наблюдаемых условиях;
  • реально отражает различные стороны жизни и деятельности объекта.

    При полевых обследованиях следует различать наблюдение:

  • безучастное,
  • пассивное,
  • активно соучаствующее.

    Пример безучастного наблюдения может служить наблюдение на стадионе во время футбольного матча за поведением фанатов. Естественно, никто из них не подозревает о том, что их «исследуют», следовательно, процедура никак не влияет на обычное самовыражение наблюдаемых людей.

    О том, что ведется включенное пассивное наблюдение, догадаться не так уж просто, особенно в том случае, если исследователь ведет себя непринужденно и производит впечатление просто любознательного «чужака».

    В случае активно соучаствующего наблюдения исследователь живет вместе с группой или сообществом, которые он изучает, принимая непосредственное участие в их деятельности.

    Лабораторное наблюдение:

  • характеризуется искусственными условиями, которые только моделируют естественные,
  • исследователь сам определяет эти условия, место и время проведения наблюдения.

    Преимущество лабораторного наблюдения – углубленное изучение отдельных сторон деятельности индивида.

    При лабораторном наблюдении широко используются различные технические средства – фото – кино – видео – аппаратура, измерительные приборы.

    Систематическое наблюдение:

  • проводится регулярно с заданной периодичностью,
  • осуществляется по достаточно структурированной методике с высокой степенью конкретизации всей деятельности наблюдателя, по определенному плану,
  • выделяются регистрируемые особенности поведения (переменные),
  • классифицирует условия внешней среды.

    Несистематическое (случайное ) наблюдение:

  • обычно не планируется, является богатым источником информации,
  • трудность данной разновидности наблюдения состоит в непредсказуемости, случайности возникновения событий,
  • продуктивно в течение более или менее продолжительного промежутка времени.

    Проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии.

    Важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.

    Эпизодическое наблюдение – это фиксация изучаемых явлений и событий при отсутствии четкого регламента регистрации их в определенных временных интервалах или по различным этапам их протекания.

    Одномоментное наблюдение – фиксируется одно явление или событие, происходящее в определенном месте и в определенное время, например, осуществляемое психологом невключенное наблюдение за поведением студентов на занятии.

    Панельное наблюдение – процесс неоднократного, протяженного во времени, проводимого через определенные интервалы, систематического и организованного наблюдения за одним и тем же объектом, с целью выявить его изменения.

    Нестандартизированное наблюдение – изучение психологических явлений и процессов, когда определен только объект наблюдения, но не определены элементы изучаемого процесса и события, которые будут наблюдаться.

    Чаще всего применяется на начальной стадии психологического исследования с целью определения проблемной ситуации.

    Стандартизированное наблюдение – способ сбора эмипирической психологической информации, когда заранее определен не только объект и предмет исследования, но и состав элементов изучаемого процесса.

    Стандартизированное наблюдение может быть использовано как основной метод сбора информации для точного описания предмета исследования и в качестве способа проверки результатов, полученных другими методами, уточнения, корректировки их.

    «Сплошное» наблюдение - исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения,

    Выборочное наблюдение - исследователь обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов.

    Наблюдение может быть:

  • непосредственное;
  • с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов (аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т. д.).

    Самым лучшим способом исследования поведенческих проявлений -сплошное наблюдение.

    Лучший способ фиксации — скрытая аудиовизуальная запись, которую можно было бы неоднократно анализировать. Для психологической диагностики интересны все поведенческие проявления больного (и вербальные, и невербальные), имеющие диагностическую значимость.

    В ходе наблюдения может фиксироваться то, что невозможно зарегистрировать никаким иным методом, а именно:

  • стиль поведения,
  • жесты,
  • мимику,
  • движения индивидов и целых групп.

    Наблюдение используется вкупе с другими методами сбора информации, обогащая бесстрастную статистику живым материалом восприятия.

    Метод наблюдения - один из наиболее сложных и трудоемких методов исследования, предполагающий составление программы наблюдения.

    В программе прописываются этапы процедуры исследования методом наблюдения:

    1) выявляется проблемная ситуация,

    2) определяются цели и задачи,

    3) определяются объект наблюдения (отдельные индивиды или группа), предмет наблюдения (поведение индивида или группы), ситуации наблюдения;

    4) выбирается способ наблюдения и регистрации данных;

    5) строится план наблюдения (ситуации — объект — время);

    6) выбирается метод обработки результатов;

    7) осуществляется наблюдение согласно плана;

    8) проводится обработка и интерпретация полученной информации.

    Для регистрации различных действий объекта наблюдения (единиц наблюдения) используются следующие документы :

    а) карточка наблюдения – предназначена для регистрации признаков наблюдения в строго формализованном и, как правило, в закодированном виде;

    б) протокол наблюдения – предназначен для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах. Отражает алгоритм взаимодействия различных карточек наблюдения;

    в) дневник наблюдателя – предназначен для фиксации результатов наблюдения. В нем отмечаются не только сведения об объекте, но и действия исследователя в ходе наблюдения, дается оценка инструментария.

  • Share |

     

    Версия для печати

    Читайте также
    Суть психологического тестирования

    Психологический тест, в широком смысле, – это объективный и стандартизованный инструмент, предназначенный для выявления количественных и качественных различий между людьми

    Тестирование в учебном процессе: его история и возможности
    Тестирование в учебном процессе: его история и возможности

    Качество обучения напрямую зависит от количества, глубины, своевременности и объективности оценки получаемых знаний. Грамотно составленные тесты позволяют определять уровень усвоения знаний и степень формирования навыков в процессе обучения.



    Тест MBTI

    Опросник Майерс-Бриггс (MBTI - Myers-Briggs Type Indicator - Индикатор типов Майерс-Бриггс) - цели, структура и принцип работы, описание теста


    Управленческий интеллект в реальной жизни: умение понимать людей
    Управленческий интеллект в реальной жизни: умение понимать людей

    "Управленческий интеллект в реальной жизни: умение понимать людей" - отрывок из книги Джастина Менкеса «Управленческий интеллект – отличительная особенность успешного руководителя».
    Текст любезно предоставлен издательством ЭКСМО
    Имя 
    Пароль  забыли?
    Присоединяйтесь!

    Новые материалы

       Учимся использовать профиль в LinkedIn для карьерного поворота
       HR-служба как бизнес-партнер
       Почему выпускник Стэнфорда с идеальным результатом SAT не возглавит Google
       Выпускники-отличники стремятся на работу в международные фирмы
       Умирающие профессии: кому надо искать новую работу уже сейчас


    Последние комментарии

       ну что же вы разу все выложили?))))
       Вадим, но как вы себе это представляете? вы сможете опросить работников НЕ аннимно, чобы они оценили...
       Тогда какой то 1 кусочек, скажем для опроса можно?
       Вадим, хотел бы я сам понимать, как это сделать он лайн.... можно проводить опросы, но это очень долго(
       Здорово, Эдуард!  Как это использовать как технолоию?
    Все статьи


    Интервью




    Публикую статью Алексея Королькова с видеокомментарием
    все интервью


    О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM