сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
 

Вебинары HRM.RU

Прогноз эффективности кандидатов на основе тестов
Начало 26.05.2017 12.00 (по московскому времени)

Полный список вебинаров

События

полный список

Последние обсуждения

  19.10.2018 13:13:14
SСOTCHGARD™ PRO TOUR 2018 впервые в России
  10.10.2018 18:05:37
3М девятый год подряд вошла в топ-100 самых дорогих брендов мира
  08.10.2018 13:36:36
3М расширяет направление средств защиты от падений с высоты
  21.09.2018 12:05:31
Более 100 специалистов по охране труда поборются за звание лучших
  17.09.2018 15:44:41
Компания 3М включена в Индекс устойчивого развития Доу Джонса 19-й год подряд


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы


Как правильно выбрать правильный тренинг тренеров


Как правильно выбрать правильный тренинг тренеров
Тематические разделы:
Обучение и развитие : Очное обучение : Тренинги
Обучение и развитие : Очное обучение : Тренинги : Тренинг тренеров
Статьи : Обучение и развитие

Источник: Центр обучения персонала "Класс"

Автор: Леонид Кроль, директор Центра обучения персонала "Класс"

Дата публикации: 05.09.2004



Как правильно выбрать правильный тренинг тренеров

Классический тренинг, новые ожидания

С тех пор, как тренинг тренеров превратился в "классику жанра", его способность быстро реагировать на новые рыночные тенденции то и дело подвергается сомнению. Казалось бы, запрос, обращенный к тренеру, ничуть не меняется – все те же тренинги продаж, командообразование, "управление" всем и вся и разнообразные "искусства". Однако постоянно меняется контекст запроса, определяемый процессами и паттернами развития российских организаций.

Так, на сегодняшний день – когда период "бури и натиска" окончился – для многих компаний типична ситуация "переходного периода". Благодаря тому, что, что был точно найден продукт и технологии, правильно подобран стиль работы с поставщиками, компании выросли и преумножились. Возникает острая необходимость в организованной систематичной работе с персоналом и сотрудниками. Прежнего интеллектуального ресурса, которого руководству вполне хватало для управления компанией в первые годы, теперь недостаточно. Проблема: как плавно перевести "семейные" отношения в более структурированные, как соотнести новый лоск и обученность профессиональных менеджеров с энергетикой и стихийностью прежнего стиля руководства.

Напряженность сосуществования "старослужащих" и "новослужащих", противоречия между слоями и уровнями в организации зачастую выливается в поиск "общего врага". Как в рассказе Шендеровича о его службе в армии, когда на хлебозаводе, ради того, чтобы поймать и убить крысу, в едином порыве сошлись все: и офицеры, и старшины, и старослужащие и новогодки. Можно наблюдать, как "старшие по званию" в компании слегка презирают сотрудников "нижестоящего" уровня. Продавцы и секретари, на которых сваливается все недохождение информации в компании и недодуманная логистика, оказываются в положении новослужащих и вынуждены искать выход для своих негативных реакций. И в конечном итоге, находится "крыса", которую все хотят прихлопнуть – клиент.

Перед тренером встает комплексная задача, связанная с одновременным удовлетворением нескольких вопросов разного порядка. Требуется и "допрояснение" логистики, и "допрояснение" мотивации, и некая энергетика, и оптимизация отношения к "старшим", к начальству, к "родителям" в организации. Важно объединить людей не по принципу "против кого дружить", не подставлять на место гонимой всеми крысы то клиента, то продавцов, то менеджеров, а помочь им найти и развить принципиально иные основания для рабочего и продуктивного взаимодействия.

Многосторонний подход – разносторонний тренер

Поскольку от тренера требуется реконструировать внутренний запрос заказчика, скрытый за привычными фразами о "навыках", во время его обучения и подготовки важно не просто дать ему много упражнений и инструментов, а научить слушать заказчика и реконструировать недоформулированный, но реально имеющийся у него запрос и существующие проблемы. Развить его умение договариваться и прояснять то содержание, которое стоит, казалось бы, за простыми понятыми словами.

Во-вторых, важно формировать у тренера способность быть консультантом и видеть отдельные аспекты организационного устройства лучше, чем их видит заказчик. В какой-то мере качественный тренер является и способным улавливать детали художником, и оценщиком происходящего процесса, и учителем, и помощником, и ассистентом, умеющим воодушевлять и оказывать поддержку. Кроме того, тренер должен уметь разрабатывать собственные стили, чтобы проявить компетентность в новой для него ситуации, сориентироваться в разных вариантах заказа. Вот почему за время тренинга тренер должен успеть основательно проработать свой стиль и имидж.

Если тренинг тренеров организован надлежащим образом, он дает возможность участникам, наблюдая за группой, отобрать для себя множество элементов различных стилей и имиджей, и в дальнейшем пользоваться ими как колодой карт, раскладывая свои уникальные пасьянсы и создавая собственные наработки. Подобная возможность едва ли реальна для тренингов краткосрочного формата.

Что дает " правильный" тренинг тренеров

Выбрать тренинг нелегко, даже имея адекватное представление о задачах, стоящих перед тренером на определенном этапе развития организации. Спрос на "тренинг тренеров" растет очень быстро, на 30 процентов в год, и соответственно, увеличивается предложение и его вариативность. Две основные тенденции – упор на технологизацию или предпочтение креативности – сосуществуют одновременно, порождая споры о том, чей упор более верный. На наш взгляд, качественный тренинг тренеров должен строиться с учетом следующих ключевых аспектов:

1. Баланс между личной харизматичностью тренера и новизной создаваемых им проектов и большим набором "готовых кубиков" - навыков, форматов, содержаний (а в качестве итоговой работы участникам может быть предложена подготовка собственного учебного проекта во все подробностях: план, аннотация для клиента, раздаточные материалы и прочее).

2. Консультативная роль тренера, внимание к управленческим проблемам.

3. Проработка стиля и имиджа. Тренер – носитель новизны, энергетики и стиля. Он не только учит, но и развивает компанию, принося в нее "свежий ветер", ощущение оригинальности и "сделанности".

Принципиально важно, чтобы обучение тренерскому мастерству происходило в интерактивной форме, а не в виде семинарских занятий. Сейчас, в эпоху смешения рас, стилей поведения, модно писать о глобалистике. Тренинг – продукт этой эпохи, он "глобалистичен" по своей природе. В то время как на семинаре участникам все раскладывают по полочкам, тренинг дает иной уровень взаимодействия, возможность быстро перемешивать элементы из разных групп и слоев, пробуждает энергию и активность и снимает принципиальное различие между слушателями и преподавателем. В тренинге больше устной речи, чем "письменных" высказываний, больше неожиданности, драйва. Попытка сделать тренинг чрезмерно предсказуемым и прописанным превращает его в семинар. Семинар помогает систематизировать знания и опыт; между тем на тренинге тренеров акцент делается на "слоистость", "множественность" мышления. Один из наших выпускников этот стиль мышления назвал очень красиво: "думать ежами". То есть, прямо на ходу творить сценарии, которые расходятся в разные стороны, которых достаточно много, и которые комбинируются. Постановка таких "ежей" – одна из важных задач хорошего тренинга.

Очевидно, что качественный тренинг тренеров в некотором роде оказывается и "вне времени", и "на гребне волны", проявляя чрезвычайную живучесть в условиях рыночных, стилистических и прочих изменений, и наделяя этой живучестью своих выпускников. Именно такой, "глобалистичный" тренинг, расширяющий картину мира, способен дать участникам запас прочности для их дальнейшей тренерской работы. Никто не знает, что будет завтра – и для тренера важно действовать в условиях непредсказуемости, оставаться мобильным, гибко ориентироваться в новых ситуациях и создавать новые, предсказывающие будущее проекты.

Потенциальные участники

Во всем мире на тренинг тренеров идут люди, которым интересно развивать людей и способствовать их эффективному взаимодействию, работать с проблемами организации и личностными проблемами. Этот тренинг привлекает немало людей из бизнеса и психологии, которым хочется реализовать свой тренерский потенциал, заложенный их опытом консультирования и управления и осмыслением этого опыта. С учетом реальности современного бизнеса, вполне можно утверждать, что среди выпускников – не только будущие тренеры, но и будущие консультанты. Хороший консультант – это человек, который успешно занимается проектами средней длительности в разных организациях и успешно "переносит пыльцу" из одной организации в другую. Тенденция к росту числа высокооплачиваемых тренеров-консультантов – мировая тенденция.

Успешность участия в тренинге во многом зависит от того, какой мотив у слушателя изначально. Если ему захотелось понять, хочет ли он быть тренером или нет – лучше для начала выбрать тренинг иного ранга, чтобы приглядеться, что такое тренинг, что такое группа. Но даже, если у человека нет тренингового опыта, но он твердо решил, что он хочет быть тренером, то он может быстро "войти в курс дела", опираясь на опыт других смежных занятий. На первом месте здесь решимость, а главных опасностей всего две.

Первая - чрезмерная поверхностность, когда человек проходит три дня тренинга и ему кажется, что он все умеет. И вторая – наукообразная углубленность, когда человек рассматривает свою подготовку как нечто предельно сложное и труднодостижимое, постоянно ходит на разные тренинги, читает книги, но сам так не приступает к практической работе.

И в заключение – еще раз о том, на что стоит ориентироваться, выбирая где и чему учиться. Итак, на хорошем тренинге тренеров особое внимание уделяется:

1. Индивидуализации каждого участника, его тренерского стиля, "переговорам" с заказчиком и клиентами

На тренинге прорабатываются не просто роли тренера как таковые, а личностные ролевые особенности участника, шлифовка которых позволяет уточнить и укрепить собственный тренерский стиль. Умение наилучшим образом подать личностные черты и особенности конкретного тренера играет важную роль при явных и скрытых переговорах с заказчиком и переформулировании его запроса. Тренинг также дает навыки ведения "переговоров" внутри тренинга, с тренируемыми членами группы. Участники тренинга учатся не только излагать материал и делать его интерактивным, но и придавать "изюминку" своему изложению с помощью оттенков и обертонов, что позволяет тренеру быть живым, заинтересованным и мотивирующим.

2. Навыкам тренировки управленцев среднего звена

Все чаще тренер в корпорации занимает позицию управленца среднего звена, и все чаще его тренерское мастерство адресовано миддл-менеджменту. На тренинге тренеры обучаются навыкам и особенностям групповой и индивидуальной работы с управленцами, в том числе на примере ситуаций и динамики, возникающими внутри групповой работы.

Тренеры тренируются еще и как как управленцы, и потому такие тренинги как "управление временем", "управление усилиями" и "презентация" представлены не только с точки зрения тренера, но и с позиции управленца. Что касается презентации, в рамках тренинга это: а) презентация самого тренера, б) обучение презентации, которое проводится для тренируемых в компании, в) презентация как запрос миддлменеджмента, г) презентация в переговорном процессе.

3. Консультативным навыкам тренера

Консультирование – в перспективе необъемлемая часть тренерской деятельности. Время от времени тренеру приходится решать чисто консалтинговые задачи, для решения которых он привлекает инструменты тренинга. На тренинге должны быть созданы условия, в которых тренер может получить предварительный опыт консультирования, испробовать его "на вкус" и заполучить необходимую мотивацию для роли консультанта. Роль подразумевает, что в процессе тренинга реальной группы тренер не просто дает материал и инициирует взаимодействие участников; он вдобавок провоцирует "консультативные" вопросы, строя на их основе тренинговые процедуры.

4. Элементам личностного коучинга участников

Современному профессиональному и культурному человеку, который много общается, и тем более занимается тренинговой деятельностью, необходима некоторая мера личностной проработки. На тренинге используются приемы и техники, которые позволяют человеку научиться опираться на личностные особенности, ресурсы, и драйвы, и в дальнейшем учить этому участников своих тренингов.

Рассматриваются различные "типологии" руководителей, менеджеров по персоналу и заказчиков. Уделяется внимание "стилевым тонкостям" – включению провокативных техник, иронических компонентов, которые позволяют отойти от корпоративной приверженности серьезу и пафосу.

5. Соприкосновению с реальностью корпоративных культур

Индивидуализируется не только личность тренера, но индивидуализировать личность возможного заказчика и стиль организации. Чтобы человек успешно продавал себя как тренера и выступал в качестве исполнителя тренинга, важно, чтобы он одновременно умел видеть стиль, который декларируется, стиль который реально воплощается как часть ее недекларируемой корпоративной культуры и промежуточный стиль, который может служить медиатором между двумя первыми стилями. Особенность этого тренинга – соприкосновение с реальными корпоративными культурами, которые мы наблюдаем в сегодняшних организациях.

Остается только добавить, что хорошая атмосфера, которую хоть и непросто, но так важно научиться создавать, сама по себе также является неотъемлемым компонентом качественного тренинга.


Share |

 

Версия для печати

Читайте также
Хороший тренинг – это провокация

Какие из тренингов можно оценить, и как? Ответить на этот вопрос мы попросили Андрея Хлебнова, старшего партнера по СНГ голландской консультационной группы “MarkMAN Consulting”
Тренер – это интеллектуальный предприниматель

Сегодня одним из аспектов развития организации является интеллектуальное предпринимательство. Предприниматель – это человек, который связывает отдельные, далеко друг от друга лежащие вещи. Берет технологию в одном месте, исполнителей в другом, рекламистов в третьем, изучает потребителей и клиентов в четвертом и связывает все это в единое целое. Ему вовсе не обязательно при этом владеть всеми этими составляющими. Он находит некую идею, которая дает дополнительную прибавочную стоимость за счет связывания отдельно расположенных, лежащих в разных частях рынка функций.
Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов Корпоративная культура
Как не ''бросить на ветер'' деньги, выделенные на обучение

Подавляющее большинство тренингов (до 90%), продаваемых на рынке краткосрочных бизнес-программ в Москве, - это тренинги продаж, поэтому постараемся определить, какие факторы способствуют успешности проведения обучения именно продавцов - агентов и менеджеров по продажам, торгующих товарами и услугами компаний оптом и в розницу.  
Как выбрать провайдера по обучению и не ошибиться: специалистам по корпоративному обучению посвящается

HR-менеджерам, руководителям учебных центров, менеджерам по обучению не понаслышке знакома тема краткосрочного корпоративного обучения. Провайдеры по обучению не только предлагают на рынок тренинговых услуг все больший перечень программ семинаров и тренингов, но и стараются сделать свое предложение уникальным.
Имя 
Пароль  забыли?
Присоединяйтесь!

Новые материалы

   Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
   Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
   Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
   Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
   Сколько в среднем получают владимирские врачи?


Последние комментарии

  
   мне приятно Вас читать 99 % читаемое мной - мусор... А на ваших постах глаза отдыхают 
   Действительно, Эдуард, что это я! Всё ещё hr, всё ещё пишу - с удовольствием вернусь)))
   Марина, вы вернетесь к нам или уже все?)
   вы можете оставлять активную ссылку на источник 
Все статьи


Интервью




Публикую статью Алексея Королькова с видеокомментарием
все интервью


О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM