сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
 

Вебинары HRM.RU

Прогноз эффективности кандидатов на основе тестов
Начало 26.05.2017 12.00 (по московскому времени)

Полный список вебинаров

События

полный список

Последние обсуждения

  06.10.2017 18:48:47
Открываем набор на Менеджера по обучению и развитию!
  29.09.2017 14:03:51
Подготовка к отбору, тестирования. Кто проходил?
  26.09.2017 15:00:21
Требуется профессиональный рекрутер
  05.09.2017 13:57:49
Резюме технического директора на производстве
  05.09.2017 10:31:52
Резюме на должность технического директора или главного инженера на производстве


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы


Как организовать креативное мероприятие? Прежде всего, не фрустрировать потребности!


    Что такое креативность? Умение «выйти за рамки», создать новое, поступить нестандартно, не так, как обычно, не так как все. Для этого необходима гибкость и осознанность (не-автоматизированность) действий. Потому что автоматически мы как раз будем использовать привычное и уж никак не креативное
    Тематические разделы:
    Обучение и развитие персонала
    Обучение и развитие персонала : Очное обучение : Тренинги
    Обучение и развитие персонала : Очное обучение
    Оценка персонала : Оценка по компетенциям : Развитие компетенций
    Общий менеджмент

    Автор: Моносова Анна Жоресовна (эксперт портала)

    Дата публикации: 17.09.2010



    КАК ОРГАНИЗОВАТЬ КРЕАТИВНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ?

    ПРЕЖДЕ ВСЕГО, НЕ ФРУСТРИРОВАТЬ ПОТРЕБНОСТИ!



    Анна Моносова

    Создать креативную среду, развить креативность, творческий подход к решению… так хочется, чтобы это было. Конечно, плюс ко всему тому, что уже есть – успешности, стабильности, обучаемости … И чтобы ничем не жертвовать - все нужное и совсем не лишнее. Есть, однако, психологические закономерности, создающие серьезные противоречия между креативностью и «всем остальным». Их стоит учесть при создании креативной среды и т.д..

    Что такое креативность? Умение «выйти за рамки», создать новое, поступить нестандартно, не так, как обычно, не так как все. Для этого необходима гибкость и осознанность (не-автоматизированность) действий. Потому что автоматически мы как раз будем использовать привычное и уж никак не креативное. Теперь давайте обратимся к такому банальному свойству нашей жизни как необходимости усваивать и использовать приемы, навыки и т.д. И вот здесь успешность человека напрямую связана с тем, насколько быстро он осваивает и автоматизирует навыки. Для этого у нас есть такое свойство как «стереотипизация фрагментов сознания». Чтобы увидеть воочию, что это такое, вспомните старый эксперимент. В быстром темпе назовите:

    · фрукт

    · часть лица

    · поэт

    Если ответы – яблоко, нос, Пушкин, значит, Вы черпали их из «коллективного бессознательного» и совпали с 95% людей. А значит, отвечали автоматически и стереотипно, как все. Однако эти стереотипы создаются всей культурой народа, а следующий эксперимент покажет, как стереотип создается за несколько мгновений.

    Отвечайте как можно быстрее:

    · Какого цвета зеленка?

    · А ветка ели?

    · На какой свет останавливаемся на переходе?

    Убедились, что в нас заложена способность к чрезвычайно быстрой автоматизации действий, умений? Всего два вопроса, создающих контекст, и мы начинаем действовать именно в этом контексте. Полезно? Для обучения приемам – безусловно, полезно. В ситуации, когда нами манипулируют, опираясь на это свойство – вредно. Огромное количество приемов манипуляции и мошенничества основано на предсказуемости наших поступков.

    Итак, «стереотипизация», автоматизмы – это не просто серьезный барьер в проявлении креативности, а фактически противоположный полюс этого качества, причем жизненно необходимый.

    Какой из полюсов важнее? Зависит от требований ситуации. Чем устойчивее требуемые компетенции, чем однотипнее деятельность и дольше ее нужно выполнять без изменений, тем важнее формирование автоматизированных действий. Чем изменчивее деятельность, тем важнее креативность. (Это не противоречит наличию отдельных автоматизированных навыков – так, умение печатать вслепую 10 пальцами ни в коем случае не помешает писателю творить. В отличие от его привычки автоматически формировать штампы и типовые фразы.)

    Итак, мы убедились, что препятствия на пути креативного поведения – естественны и заложены в природе человека. Поэтому, чтобы организовать креативную среду в рабочих группах, на совещаниях, в ходе тренинга или сессии, ведущему необходимо «примирить» противоречия между креативностью и естественными потребностями человека. Для того, чтобы определить способы этого «примирения», определим вначале, какие именно потребности возводят барьеры на пути креативной деятельности.

    Воспользуюсь для иллюстрации одной из самых привычных схем – пирамидой потребностей по Абрахаму Маслоу. В логике этой схемы мы увидим, как фрустрация каждого уровня потребностей создает свои специфические барьеры. Это поможет нам определить способы преодоления этих барьеров.

    ПотребностиБарьерыПравила организации креативной среды
    Самореализация

    Потребности в творчестве, свободе, реализации собственного потенциала, альтруизм.

    Ценностные ограничения (принести вред другим, поступить непорядочно…) Формулирование критериев достижения цели, фиксирующих ценностные ограничения. Например, «все стороны выигрывают», «не приведет к загрязнению окружающей среды», «способ, безопасный для человека». Разграничение этапа генерации идей и этапа оценки этих идей по зафиксированным критериям. (См. Алгоритм решения проблемы)
    Почет, уважение Желание выделяться, быть особенным, делать все лучше других, потребность в успехе, статусе.Боязнь оценки, несоответствия желаемому имиджу Безоценочность в период генерации идей. (См. Алгоритм решения проблемы)
    Социальные Желание принадлежать группе, быть признанным ею, адаптироваться к ней.Неуверенность, боязнь быть хуже других. Поощрение групповой работы, подчеркивание важности идей каждого для общего результата, создание атмосферы принятия. Введение правила «проб и ошибок» в культуре команды.
    Безопасность

    Потребность в уверенности, структуре, порядке, защите, отсутствии страха, сохранении того, что уже есть.

    Стремление к определенности. Креативность проявляется в ситуации неопределенности, а любая неопределенность вызывает тревогу и фрустрирует потребность в безопасности, стабильности. 1. Создание безопасной среды: путем четкой формализации группы, в которой фасилитатор – лидер, есть четкие закрепленные правила и процедуры. Так можно, сохранив неопределенность в содержании работы, создать определенность в процессе работы и этим снизить тревогу участников. (См. Принципы формализации группы)

    2. Создание игровой, двуплановой ситуации, когда решения «как бы не касаются реальной жизни». Это имитационные игры, решения в метафорическом пространстве. (см. Техника метафорического решения)

    Базовые (функциональные)

    Поддержание себя и своего вида. В контексте работы, это потребность в наличии рабочего места и заработной платы.

    Слишком сильное стремление к результату, так как именно базовые потребности при фрустрации вызывают наиболее сильное стремление к удовлетворению. Это стремление снижает или вовсе блокирует возможность действовать. По закону Йорка- Додсона чрезмерная мотивация снижает результативность. Оторванность от основных функций и требований, тех, за которые «платят зарплату». Есть известный случай, когда студенты с удовольствием участвовали в эксперименте с решением головоломок, и стали испытывать значительные трудности с креативными решениями, когда им стали платить за участие в эксперименте.
    Ориентируясь на эту таблицу можно продумать свои действия при организации креативного поиска. Можно также применить специальные методы, например, из числа предложенных ниже.



    На первом этапе ставится цель, и четко определяются критерии ее достижения. Критерии касаются и ресурсов и ценностей и иных аспектов. После этого проводится анализ ситуации – что отделяет группу от цели. Итогом анализа ситуации становится стратегия достижения цели. На основе этого начинается генерация идей – собственно креативный этап, который должен быть отделен от следующего, оценочного. Оценка проводится, когда все идеи собраны – тогда их проверяют на соответствие критериям и делают выбор.

    _______________________________________________ ____________


    ТЕХНИКА МЕТАФОРИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

    Это способ нахождения решений в иносказательной форме и перенос их в реальность.

    Почему это работает? Потому что игра создает ощущение безопасности – ведь можно «переходить», изменить результат. Когда человек нашел решение в иносказательной форме, оно переносится в реальную жизнь. Такой феномен можно проиллюстрировать экспериментами Зельца, посвященными творческой памяти. В то время эксперименты по исследованию мышления велись Дункером. Одна из его известнейших задач была следующей: «У человека внутри опухоль. Существуют х-лучи, которые могут разрушить эту опухоль и спасти человека. Проблема в том, что эти лучи разрушают также и живые ткани. Как уничтожить опухоль, не повредив при этом живые ткани». Зельц предлагал своим испытуемым эту задачу. Как правило, она не решалась сразу. Тогда он предлагал отставить ее и решить следующую: «В городе на центральной площади планируется торжество. К площади ведет широкая центральная улица и множество узких боковых улочек. Задача городских властей не допустить заторов на центральной улице, сохраняя ее свободной для прохода важных гостей, артистов и т.д., обеспечив при этом доступ жителей на торжество». Эта задача испытуемыми решалась обычно очень быстро в силу своей очевидности. Конечно, надо направить жителей на площадь по боковым улочкам. Вернувшись затем к первой задаче, испытуемые мгновенно находили решение: нужно направить на опухоль несколько лучей слабой силы с разных сторон, так, чтобы они пересекались в точке опухоли, обеспечивая необходимую концентрацию. Здоровые ткани при этом не страдали, так как через них проходили лишь слабые лучи. Зельц назвал это явление «творческой памятью».

    Проводится поиск «метафорического решения» так:

    1. описывается проблема (например, сотрудники не хотят учиться)

    2. выбирается модель, соответствующая этой проблеме (например, Буратино не хочет идти в школу)

    3. формулируется метафорическая цель (например, как убедить Буратино пойти в школу)

    4. в метафорическом пространстве находятся решения (купить ему курточку, рассказать про друзей в школе, убедить, что его больше не смогут обмануть Лиса и Кот и т.д.)

    5. решения переносятся в реальность (например, отличительные знаки или поощрения, поддержка сообщества, привязка к проблемам)



    Как при возникновении любого напряжения, начинается поиск способа избавления от него. Когда люди, находящиеся в группе, спокойны? Когда у участников есть цель (причем общая, принятая всеми), напряжение в группе снижается. Кроме того, группа находится в состоянии относительного спокойствия, когда роли участников закреплены и есть признанный лидер, а также договоренность о правилах взаимодействия.



    Поэтому ведущий креативного мероприятия:

    1. Позиционирует себя как лидер (удерживает инициативу, контролирует все происходящее), а также поддерживает ролевую структуру группы

    2. Начинает мероприятие с обсуждения и принятия целей

    3. Вводит правила и поддерживает их соблюдение

    P.S.

    В человеке заложено стремление к творчеству. Это огромная часть того самого пятого уровня пирамиды потребностей, который в отличие от первых четырех уровней дефицит-потребностей, является уровнем потребностей в росте.

    Поэтому, ничуть не умаляя полезности множества существующих методов креативного поиска, предлагаю: прежде, чем стимулировать проявление этого качества, убрать то, что мешает ему проявляться естественным образом. То есть барьеры, воздвигнутые другими, такими же естественными потребностями.

    Share |

     

    Версия для печати     Обсудить на форуме

    Читайте также


    Как построить карьеру эйчару

    Как показывает практика, профессия эйчара относится к числу наиболее востребованных и перспективных. Между тем, определенной схемы осваивания этой специальности нет.

    Формирование системы внутрифирменного обучения персонала

    Задача данной статьи состоит в том, чтобы показать преимущества реализации процессного подхода к построению системы внутрифирменного обучения персонала на предприятии и рассмотреть основные составляющие процесса обучения.
    Каждый сотрудник организации должен уметь оказать первую медицинскую помощь


    Персональная среда обучения (PLE)

    Существует набор методов, которые в совокупности представляют собой технологию обучения. Этот набор называют Персональной Средой Обучения (Personal Learning Environments). Даже спустя полтора года после серьезной дискуссии, разнесшей в щепки образовательную блогосферу, достигнуто лишь условное понимание того, что представляет из себя PLE и как именно его можно применять для обучения.


    Три шага к эффективности обучения
    Три шага к эффективности обучения

    Если у вас в компании есть проблема, вам срочно нужно пройти какой-нибудь тренинг, и все будет хорошо. Это миф. Обучение для галочки еще никогда не способствовало решению проблем.

    Имя 
    Пароль  забыли?
    Присоединяйтесь!

    Новые материалы

       Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
       Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
       Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
       Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
       Сколько в среднем получают владимирские врачи?

    Семинар
    "HR-Аналитика в R"

    Москва, 16-17 ноября 2017 года


    ______________________________

    ВНИМАНИЕ
    Желаете узнать свою стоимость на рынке?

    Сколько я стою на рынке
    ______________________________
     
    Подпишитесь на
    рассылку
    Вебинары HRM

    *Подписка на НОВОСТИ HRM
    Пожалуйста, укажите ваш e-mail адрес:
      


    Последние комментарии

      
       мне приятно Вас читать 99 % читаемое мной - мусор... А на ваших постах глаза отдыхают 
       Действительно, Эдуард, что это я! Всё ещё hr, всё ещё пишу - с удовольствием вернусь)))
       Марина, вы вернетесь к нам или уже все?)
       вы можете оставлять активную ссылку на источник 
    Все статьи


    Интервью




    Публикую статью Алексея Королькова с видеокомментарием
    все интервью


    О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM