сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
 
Поиск:

Все вакансии
ВакансияСпециализацияГородЗарплата

События

полный список

Последние обсуждения

  26.09.2019 16:41:06
Новый уровень безопасности дыхания
  30.08.2019 14:26:41
Worldskills International и 3М запускают новый совместный проект «Образование во имя будущего»
  30.08.2019 11:33:40
Молодые профессионалы за устойчивое будущее
  24.08.2019 14:36:18
Научные эксперименты, продуктовые тесты и мировые технологии для молодых профессионалов
  09.08.2019 16:18:31
Только оригинальные СИЗ обеспечивают гарантированную защиту


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы

Дружим по законам джунглей


Дружим по законам джунглей

Сегодня в России как-то не принято объединятся. Деньги и личная выгода все еще побуждают нас вливаться в некие социальные группы, но без чувства наживы наш интерес к окружающим резко пропадает.

Тематические разделы:
Обучение и развитие персонала : Очное обучение : MBA
Статьи : Обучение и развитие
Обучение и развитие персонала
Обучение и развитие персонала : Очное обучение
Мотивация персонала
Психология, теории HR

Источник: E-xecutive

Автор: Александр Шенаев

Дата публикации: 16.08.2010



Дружим по законам джунглей

Сегодня в России как-то не принято объединятся. Деньги и личная выгода все еще побуждают нас вливаться в некие социальные группы, но без чувства наживы наш интерес к окружающим резко пропадает. Клубы выпускников российских школ бизнеса наглядно это доказывают. Казалось бы, люди два года общаются, дружат и вместе пыхтят над бизнес-кейсами, но вот они получают дипломы и сразу же разбегаются в разные стороны, потому что видеть друг друга не хотят.

Та самая «клубность MBA», о которой одни мечтают, а другие ругают, у нас не работает. Когда общаешься с выпускниками западных школ бизнеса, например, Harvard или Stanford, постоянно слышишь, что один помог другому деньгами на развитие дела или кто-то кому-то бесплатно подсказал, как лучше выйти из тупика в бизнесе, причем этот «кто-то» работает в компании уровня Google. И все это благодаря тому, что люди общаются после учебы. Если же спрашиваешь выпускника российский школы бизнеса, вступил ли он в ассоциацию своей школы, то чаще всего слышишь в ответ, что он вообще не слышал о клубе или же вступать не собирается. Почему?

Слишком статусные и бессознательные, чтобы быть вместе


«Чаще всего ассоциации или клубы выпускников создаются при содействии бизнес-школ, которые стремятся удержать выпускников в своей орбите, — замечает Юрий Тазов, президент Российской Лиги МВА. — Школы видят своих выпускников лоббистами, рекомендателями и в некоторых случаях претендентами на покупку другой своей программы, например, профпереподготовки или DBA».

Денис Волков, президент Ассоциации выпускников ВШМБ – Клуба MBA, считает, что люди не торопятся вступать в объединения выпускников, потому что не видят в них ценности и пользы лично для себя и своего бизнеса от участия в таких объединениях. По его мнению, все дело в социальном статусе слушателей и том отпечатке, который накладывает на людей само бизнес-образование. Как правило, говорит Волков, в российских школах бизнеса учатся либо уже зрелые руководители и собственники бизнеса, которые пришли на программы, чтобы восполнить пробелы в экономическом образовании. Рядом с ними учатся амбициозные менеджеры среднего звена, которые надеются за счет степени MBA ускорить восхождение по карьерной лестнице. Есть еще небольшая прослойка людей, которые исчерпали возможности для роста и развития в своих отраслях и планируют совершить кросс-индустриальный переход. Как правило, все они стремятся к новым знакомствам и контактам в среде одногруппников, хотя связей у них и без того хватает, однако подружившись с кем-то за время учебы, так и продолжают общаться с ограниченным числом новых знакомых и почему-то не стремятся потом расширять круг общения за счет выпускников других лет.

Сергей Быков получил степень MBA в МИРБИС и считает, что все дело в формате обучения. Если люди учатся один-два года вместе, отдавая этому занятию все дни, то они становятся близкими друзьями, говорит Быков, но чаще всего слушатели российских программ встречаются один раз в неделю, а остальные шесть дней посвящают работе и семье. Учеба становится второстепенным занятием, и «выстроить» близкие отношения в таком режиме довольно трудно.

«Школа бизнеса развивает слушателям «ресурсный подход» к общению, — продолжает Волков. — Слушатели понимают, что каждого человека в организации и вне ее надо рассматривать с точки зрения того, как он может помочь решить бизнес-задачу или достичь поставленных целей. Люди, приходящие на российские программы MBA, умеют быстро определять, кто чего стоит, с кем стоит развивать и поддерживать отношения, а кто — лишний».

К тому же, как отмечает Денис Волков, сейчас российские школы бизнеса формируют учебные группы весьма свободно, поэтому по-настоящему «стоящих» людей на программах сразу видно. Эти «яркие звезды» — успешные и занятые люди. Одногруппники общаются с ними после завершения учебы без помощи ассоциаций и клубов, говорит Волков и указывает, что в России пока еще не успела сформироваться культура участия в объединениях выпускников, в отличие от западных бизнес-школ, где такая культура формировалась на протяжении почти целого столетия.

«Еще недавно в России отвергалось все коллективистское, каждый хотел быть сам по себе, — развивает мысль Сергей Мясоедов, вице-президент РАБО и ректор ИБДА АНХ — Есть старая истина: «Чтобы выправить согнутую палку, надо перегнуть ее в другую сторону». Вот наше общество, если хотите, сейчас перегнуто в другую сторону, у нас нет гражданского сознания, а это, к сожалению, говорит о незрелости представителей нашей элиты. До последнего времени это проявлялось и в политике, и в экономике, и в образовании».

Если верить статистике, гражданское сознание просыпается в обществе через двадцатилетие после революционных преобразований. То есть именно сейчас, как полагает Мясоедов, люди в нашей стране начинают чувствовать, что неплохо бы вступать в профессиональные и гражданские объединения, потому что люди хотят понять, какую роль они играют в обществе. Без этого чувства профессиональная прослойка бизнеса так и останется толщиной в лист бумаги, уверен ректор.

«Первые российские клубы выпускников появились еще в начале 1990-х, когда бизнес-образование только зарождалось в нашей стране, — рассказывает Сергей Мясоедов. — Допустим, клуб выпускников ШМБ МГИМО (сейчас эта школа бизнеса называется ИБДА АНХ. — E-xecutive) существует до сих пор, в нем участвуют порядка пятидесяти человек, все они из первой предпринимательской волны, выросшей из кооперативов. Люди обмениваются опытом, ездят вместе за рубеж, но они не могут перерасти в большую организацию, потому что они интроверты, их волнуют только внутренние вопросы, а широкие общественные проблемы они пропускают мимо себя. Нынешняя Ассоциация выпускников ИБДА АНХ объединяет уже более 4,5 тыс. человек, но это все равно мало. Для сравнения: официальный клуб Гарвардской школы бизнеса насчитывает порядка 70 тыс. выпускников.

«Беда всех нынешних и прошлых клубов выпускников именно в том, что они ограничиваются только внутренними вопросами, — рассуждает Мясоедов. — Люди ориентируются на краткосрочные, сиюминутные интересы. Хотя выпускники постепенно начинают уделять свое внимание в последние год-два благотворительности, помощи вузовскому образованию и поддержке молодых предпринимателей. Медленно, но дело двигается с мертвой точки».

Никто ничего не должен


Юрий Тазов руководит независимой ассоциацией выпускников MBA и видит в этом явный плюс — ему не надо согласовывать каждый свой шаг с руководством школы бизнеса. Правда, обратная сторона независимости больно ударяет по карману. Когда создаешь новое дело, всегда отсутствуют средства на инфраструктуру, говорит Тазов, поэтому обычно школа бизнеса в той или иной форме финансирует ассоциацию своих выпускников: обеспечивает ее офисом, оргтехникой, организует рассылки по базе данных выпускников. Администраторы некоторых клубов состоят в штате своих бизнес-школ и получают там зарплату. Такое положение дел иногда порождает иждивенческий настрой среди членов ассоциации, которые начинают думать, что школа больше заинтересована в клубе и поэтому должна им все организовать.

Как вспоминает Денис Волков из ВШМБ, «самое трудное — это начать». «Очень многое можно сделать на энтузиазме, на инициативе активных и творческих выпускников. Однако развитие клуба требует финансирования, особенно на начальном этапе, когда люди не видят особой ценности от участия в объединении. Финансовая поддержка со стороны бизнес-школы на тот период, пока клуб ее выпускников «встает на ноги», была бы весьма кстати, конечно же, но пока все делается на общественных началах. Мы у школы денег не просим — организационная и моральная поддержка гораздо важнее для нас», — говорит он.

«Никто никому ничего давать не должен, — продолжает Сергей Мясоедов. — Если школа должна финансировать клуб, то такой клуб не нужен. Выпускники, которые мнят себя предпринимателями и выпрашивают у школы $1 тыс., позорят школу. Это обычное качество советского иждивенца: «Дайте нам деньги, мы их распилим». С такими выпускниками я принципиально не разговариваю».

Ректор ИБДА Сергей Мясоедов готов поддержать любое мероприятие клуба, но только интеллектуально и по принципу — все что угодно, кроме денег. Образование, как он говорит, это не то место, где «создаются деньги». Деньги создаются на нефтяных вышках и в банках, вот там Сергей Мясоедов и советует искать финансирование, при условии, конечно, что у вас есть хорошие идеи.

Еще одна сложность, которая мешает создать клуб, по словам Мясоедова, заключается в неоднородности выпускников. Линейный менеджер и топ-менеджер по-разному смотрят на жизнь и дружат с разными людьми, поэтому вы можете собрать хоть 800 человек в одном зале, но общего у них будет мало. Вряд ли они захотят часто встречаться и помогать друг другу. Ассоциацию надо сегментировать.

«Часто ассоциациями руководят выпускники, у которых свой бизнес по какой-то причине не удался и карьерный рост менеджера не получился, — находит еще одну сложность Сергей Месоедов. — То есть тот, кто не может выстроить собственную карьеру, берется создавать ассоциацию, советует альма-матер, как это делать, предлагает себя в лидеры и… просит деньги, поддержку и доступ к базе данных. Думаю, это не лучший потенциал, на который следует опираться в этом деле».

У выпускников нет времени, чтобы создавать и управлять ассоциациями, замечает Юрий Тазов, если среди выпускников нет яркого лидера, располагающего ресурсами и желанием заниматься этой работой, через полгода-год клуб будет существовать только на бумаге. «Но было бы ошибкой думать, что без формально учрежденной ассоциации выпускники МВА не общаются и не помогают друг другу», — уверяет Тазов.

Спасибо, что научили, но больше денег не дадим


Выпускники западных программ MBA перечисляют по 2% от своих зарплат в свои же школы бизнеса, и это считается совершенно обыденным делом. Такие фонды наполняют до половины бюджетов школ бизнеса. Отечественные школы с завистью поглядывают на своих западных коллег, потому что в России школы перебиваются лишь редкими пожертвованиями от своих самых состоятельных выпускников. Причин тут несколько, и неуклюжее налоговое законодательство далеко не главная из них.

«В российской традиции вообще не принято благодарить деньгами своих учителей, — говорит Юрий Тазов. — С другой стороны, часто даже те люди, которые довольны итогами обучения в школе бизнеса, полагают, что сполна заплатили за образование и на этом финансовые отношения со школой можно считать завершенными».

Президент Ассоциации выпускников ВШМБ Денис Волков соглашается, что культура финансовой поддержки своих бизнес-школ выпускниками в России все еще далека от идеала, но видит загвоздку еще и в том, что порой выпускники разочаровываются в результатах своего обучения. Ожидания, которые у некоторых связывались с получением степени МВА, не оправдываются. Такие люди думают, что они и так переплатили за программу, чтобы еще жертвовать дополнительные деньги. Отсутствие же у школ сформулированных и прозрачных программ целевого финансирования, которые объясняли бы потенциальным жертвователям, на какие цели будут направлены средства, перечисляемые выпускниками, сдерживает тех, кто желал бы поддержать свою «альма-матер в бизнес-образовании». Все это, по словам Волкова, мешает развитию отечественной практики перечисления пожертвований бизнес-школам, давно уже ставшей нормой на Западе.

«Дело не в отсутствии программ финансирования у бизнес-школ, — не соглашается президент Российской Лиги МВА Юрий Тазов. — Для выпускников их бизнес-школа совсем не та структура, которой необходима финансовая помощь. Помогать нужно детским домам, школам, домам престарелых, а не бизнес-школам, которые создали себе имидж элитных и богатых учебных заведений».

Согласно исследованию Ассоциации менеджеров, только 15% российских бизнесменов доверяет другим бизнесменам из России, приводит статистику Сергей Мясоедов, это самый низкий показатель в Европе. А без доверия социальные сети и объединения невозможны. «Все мы знаем тысячи случаев, когда разворовываются общественные деньги, — продолжает ректор ИБДА АНХ. — Поэтому школы бизнеса должны научиться создавать абсолютно прозрачные фонды и объяснять людям, как все контролируется, либо выпускники деньги не принесут».

Как рассказывает Мясоедов, его школа неоднократно собирала суммы в несколько десятков тысяч долларов под проведение мероприятий (выступление видных ученых, разработка учебно-методических материалов, конференции и так далее). Но это все равно мало, если сравнивать с американскими или европейскими школами бизнеса. Дело в том, что ведущие западные школы умеют придать мероприятиям масштабности: приглашают выдающихся людей со всего света, печатают яркие буклеты, запускают массовые рассылки. Это творческая, красивая, продуманная компания, которая несет серьезное содержание и одновременно является настоящим шоу. Обычно такие мероприятия направлены на то, чтобы лучшие выпускники встретились с другими лучшими выпускниками.

В 2004 году школа бизнеса Wharton проводила слет выпускников в Москве, вспоминает Мясоедов, который окончил эту американскую школу и участвовал в торжестве. Открывал мероприятие принц Майкл Кентский. Лучшие преподаватели проводили однодневные семинары, а те профессора, кто приехать не смог, выступили по телемосту. Со всех континентов слетелись видные бизнесмены. Шоу завершилось тем, что выпускник Wharton и руководитель компании Sun по России Шив Кемпка в присутствии сотен выпускников подписал и подарил Wharton чек на $100 тыс. К слову, компания Sun и ее руководитель активно поддержали инициативу создания школы бизнеса «Сколково». Нашим школам бизнеса и бизнесменам, по словам Мясоедова, только предстоит учиться всему этому.

А пока российские школы, по признанию самих игроков образовательного рынка, по большому счету думают только о том, как бы использовать выпускников «на короткую», чтобы выманить у них какие-то деньги, а наименее удачные выпускники пытаются выпросить деньги у школы.

«Если есть яркие и инновационные идеи, деньги найдутся, — заключает Сергей Мясоедов, — а вот создавать объединение под сиюминутные интересы и выискивать мелкие деньги, по-моему, бесперспективно. Во всяком случае, за двадцать лет работы школ бизнеса в России такая тактика результата не дала».

Источник

Share |

 

Версия для печати     Обсудить на форуме

Читайте также


Российское бизнес-образование. Современный этап развития МВА в России

Современный этап развития МВА в России характеризует дифференциация, разветвление программ, возрастание доли изучения конкретного опыта по сравнению с теоретическими дисциплинами, все большее использование инновационных методов обучения.

МВА под сенью Юнион Джек

Тот, кто задумывается о получении степени МВА в Европе, первым делом смотрит в сторону Великобритании
Роберт Грант Современный стратегический анализ

Роберт Грант. "Современный стратегический анализ"

Книга предназначена для слушателей программ МВА, имеющих опыт принятия управленческих решений, аспирантов, студентов экономических вузов.
Имя 
Пароль  забыли?
Присоединяйтесь!

Новые материалы

   Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
   Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
   Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
   Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
   Сколько в среднем получают владимирские врачи?


Последние комментарии

  
   мне приятно Вас читать 99 % читаемое мной - мусор... А на ваших постах глаза отдыхают 
   Действительно, Эдуард, что это я! Всё ещё hr, всё ещё пишу - с удовольствием вернусь)))
   Марина, вы вернетесь к нам или уже все?)
   вы можете оставлять активную ссылку на источник 
Все статьи


Интервью




Публикую статью Алексея Королькова с видеокомментарием
все интервью


О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM