сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
 

Вебинары HRM.RU

Прогноз эффективности кандидатов на основе тестов
Начало 26.05.2017 12.00 (по московскому времени)

Полный список вебинаров

События

полный список

Последние обсуждения

  19.09.2019 12:57:28
Доступ к личному кабинету
  30.08.2019 14:26:41
Worldskills International и 3М запускают новый совместный проект «Образование во имя будущего»
  30.08.2019 11:33:40
Молодые профессионалы за устойчивое будущее
  24.08.2019 14:36:18
Научные эксперименты, продуктовые тесты и мировые технологии для молодых профессионалов
  09.08.2019 16:18:31
Только оригинальные СИЗ обеспечивают гарантированную защиту


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы



Словарь терминов HR

* | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я
* | A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | Y | Z

Вомак Джеймс Поттер Вомак Джеймс Поттер (1948), Womack, James Potter. Джеймс Вомак и Дэниел Джонс получили известность главным образом благодаря своей роли в разработке и распространении концепции “производства с использованием ограниченных ресурсов” (ПИОР). Биографиия и краткое описание идей из книги "Классики менеджмента" изд-ва Питер

Тематические разделы:
Психология, теории HR : Персоналии
HR-Менеджмент
Психология, теории HR

Информация для публикации любезно предоставлена изд-вом Питер

Вомак Джеймс Поттер (1948) и Джонс Дэниел Теодор (1948)

Womack, James Potter
Jones, Daniel Theodore

1. Биографические данные
2. Работа The Future of the Automobile
3. Работа The Machine that Changed the World
4. Работа Lean Thinking
5. Выводы

Краткие биографические сведения


Дэниел Джонс
родился 12 июня 1948 г. в Суссексе, Англия;
в 1970 г. закончил экономический факультет Университете Суссекса;
в 1971-1972 гг. работал в составе группы добровольцев в Африке на озере Чад;
в 1973 г. получил степень магистра экономики в Манчестерском университете;
в 1973-1977 гг. работал научным сотрудником в Национальном институте экономических и социальных исследований в Лондоне;
в 1977-1989 гг. работал старшим научным сотрудником в Университете Суссекса;
с 1989 г. профессор менеджмента в Кардиффской школе бизнеса;
занимался разработкой и распространением идей о производстве в условиях ограниченности ресурсов.

Джеймс Вомак
родился 27 июля 1948 г. в городе Литтл Рок, штат Арканзас
в 1970 г. закончил факультет политологии в Чикагском университете;
в 1971 г. совершил большое путешествие и провел много времени в Северо-Западной Индии;
в 1973-1975 гг. читал лекции по вопросам транспортной политики в Школе Кеннеди (Гарвард);
в 1975-1980 гг. работал научным сотрудником в Массачусестском технологическом институте (МТИ);
с 1980 г. ведущий научный сотрудник МТИ;
в 1983 г. защитил в МТИ докторскую диссертацию по проблемам сравнительной промышленной политики в автоиндустрии в США, Германии, Франции и Японии;
занимался разработкой и распространением идей о производстве с использованием ограниченных ресурсов.

Основные работы

The Future of the Automobile (совместно с А. Альтшулером, М. Андерсоном и Д. Роосом) (1984)
The Machine that Changed the World (совместно с Д. Роосом) (1990)
Lean Thinking (1996)

Резюме

Джеймс Вомак и Дэниел Джонс получили известность главным образом благодаря своей роли в разработке и распространении концепции “производства с использованием ограниченных ресурсов” (ПИОР). Эта концепция возникла в результате проведения двух крупномасштабных исследований в международной автомобильной промышленности, в которых Дж. Вомак и Д. Джонс играли ведущую роль. Наиболее известным оказалось исследование, выполненное в 1985-1990 гг. в соответствие с International Motor Vehicle Program (IMVP). Данная программа, в реализации которой участвовали 55 ученых из разных стран мира, продемонстрировала значительный разрыв в производительности труда и качестве продукции, выпускаемой на японских и неяпонских конвейерных линиях по сборке автомобилей. Эти различия в производительности труда объяснялись особыми организационными принципами, присутствовавшими в их наиболее чистом виде в японской автомобильной промышленности и получившими название принципов “производства с использованием ограниченных ресурсов”. Дж. Вомак и Д. Джонс доказали, что эти принципы применимы не только к производственным операциям, но и к разработке новых товаров, розничной торговле и организации цепочек поставщиков.
Принципы ПИОР быстро привлекли внимание теоретиков и практиков менеджмента. Результаты, полученные в ходе реализации программы IMVP, привлекли внимание и в других отраслях и побудили многие компании к реформированию производства на основе принципов ПИОР. Эти принципы были охотно приняты в качестве новой наилучшей ортодоксальной практики в производственном менеджменте, хотя и подвергались критике специалистами по социальным наукам. В 1990-х гг. выражение “производство с использованием ограниченных ресурсов” было постепенно заменено такими терминами как ““поджарое” (экономичное) мышление” и ““поджарое” (с использованием ограниченных ресурсов) предпринимательство”, так как исходные принципы нового подхода стали все чаще применяться вне исходного контекста производства автомобилей.

1. Биографические данные

До 1980 г.

Дэниел Джонс родился в Суссексе (Англия) в 1948 г. Он получил диплом экономиста в Университете Суссекса в 1970 г. и отправился на два года в составе группы добровольцев в Африку, где занимался реализацией проекта искусственного разведения рыбы на озере Чад. Затем он получил степень магистра экономики в Манчестерском университете. В 1973 г. Д. Джоунс стал научным сотрудником Национального института экономических и социальных исследований в Лондоне, где начал заниматься разработкой двух важных проектов. Первый проект был посвящен исследованию внедрения инновационных процессов в энергоемких отраслях Великобритании, Швеции и Германии, а второй — был связан с проведением анализа производительности труда и производственной структуры предприятий Германии, Великобритании и США с использованием данных, как общего обследования промышленности, так и результатов отдельных специальных исследований. Д. Джоунс описывал эту работу, как “пример строго ограниченного и традиционного подхода к изучению промышленной экономики”. Позднее итоги этого исследования были изложены в работе Productivity and Industrial Structure (“Продуктивность и отраслевая структура”) (Prais et al, 1981).
В 1977 г. Джонс вернулся в Университете Суссекса, где проработал в общей сложности 12 лет сначала в Суссекском европейском исследовательском центре, а затем в отделе исследований научной политики. Частично благодаря предыдущему опыту работы над совместными проектами, а частично благодаря знанию немецкого языка участие Д. Джоунса в международных исследованиях продолжалось. В период 1977-1981 гг. он был одним из руководителей программы изучения европейской промышленной политики и эволюции крупных фирм, занимаясь в том числе и анализом состояния дел в автомобильной, машиностроительной и химической промышленности стран Европы.
В 1979 г. Дан Роос из МТИ пригласил Д. Джоунса участвовать в Международной автомобильной программе — проекте, описанном позднее в книге The Future of Automobile (“Будущее автомобиля”). Первоначально эта программа финансировалась американским фондом Германа Маршалла как исследование экологических и социальных проблем, с которыми сталкивалась автомобильная промышленность, а затем стала получать дополнительную помощь и от других фондов и правительственных организаций. Именно на ранних стадиях осуществления этого проекта Д. Джонс и Дж. Вомак познакомились в 1979 г. друг с другом лично, и по словам Д. Джонса “быстро уловили сходство своих взглядов”.
Джеймс Вомак также родился в 1948 г. Он изучал политологию в Чикагском университете и познакомился там с работами многих видных ученых, включая К. Маркса и М. Вебера. Получив университетский диплом, Дж. Вомак отправился в длительное путешествие и провел значительную его часть в Индии. По возвращении в США Дж. Вомак начал изучать вопросы транспортной политики в Школе Кеннеди (Гарвард), но вскоре убедился, что эта тема тесно связана с микроэкономикой, и поэтому стал уделять больше внимания методам сетевого анализа и оптимизации систем. В 1975 г. он стал научным сотрудником МТИ и приступил к анализу перспектив транспортной политики. В то время проблемы городского транспорта приобрели исключительную остроту, и администрация президента Р. Никсона рассматривала возможность развития сети метрополитенов в крупнейших городах США. Дж. Вомак, в частности, занимался исследованиями альтернатив наземному бензиновому транспорту главным образом с точки зрения политолога.
В 1970-х гг. экологические и социальные проблемы использования автомобильного транспорта приобрели особую актуальность. Брат Дж. Вомака работал в то время в располагавшемся в Вашингтоне Национальном управлении по безопасности дорожного движения при федеральном правительстве. Это означало, что Дж. Вомак всегда мог легко найти контакт со специалистами, участвовавшими в дебатах по поводу повышения безопасности на дорогах и эффективности использования автомобильного топлива. Кроме того, в 1979 г. Дж. Вомак пришел к выводу о том, что метрополитен окажет незначительное влияние на транспортные потоки в США. Поэтому он решил сконцентрировать свое внимание на автомобилях. Это решение предопределило его участие в Международной автомобильной программе, координаторами которой были специалисты из МТИ Алан Альтшулер и Дан Роос. (Дж. Вомак работал с А. Альтшулером в конце 1970-х гг. и внес заметный вклад в создание его книги The Urban Transportation System (“Система городского транспорта”), опубликованной в 1979 г.). Именно в период работы над Международной автомобильной программой началось творческое сотрудничество Дж. Вомака и Д. Джонса.

После 1980 г.

Как и многие крупномасштабные совместные проекты Международная автомобильная программа характеризовалась наличием различных точек зрения у занятых в ее осуществлении специалистов, что неизбежно приводило к возникновению конфликтов между ними. В ходе реализации этого проекта основной интерес для Дж. Вомака и Д. Джонса (между которыми наладились хорошие рабочие отношения) стали представлять не проблемы влияния автомобилей на загрязнение окружающей среды, а вопросы конкуренции между японскими и западными производителями автомобилей.
И Дж. Вомак, и Д. Джонс часто описывали опыт, полученный ими на ранних этапах работы над этим проектом. Дж. Вомак рассказывал, что “определяющим моментом” для него стало посещение одного из крупнейших сборочных автомобильных предприятий США. В конце конвейера находились двое ворот: над одними висела надпись “крупные дефекты”, а над другими — “мелкие дефекты”. Все автомобили направлялись в те или другие ворота, и устранением дефектов занималось примерно столько же рабочих, сколько участвовало в сборке. Д. Джонс описывал, как он и Дж. Вомак были удивлены более высоким уровнем организации производства, которую они наблюдали во время посещения автомобильных заводов в Японии в 1982 г. Эта тема о сравнительной эффективности автомобильной индустрии Запада и Японии стала одной из основных в данном исследовательском проекте.
На конференции, организованной в 1984 г. по случаю выхода в свет книги The Future of Automobile руководители автомобильной индустрии высказали пожелание о том, чтобы Дж. Вомак и Д. Джонс доказали наличие различия в эффективности производства между Японией и странами Запада. Джей Чай, глава японской торговой компании C Itoh (Америка), его жена и ведущий аналитик автомобильной отрасли Марианна Келлер помогли организовать поддержку этому проекту со стороны японских и американских автомобильных предприятий. Сначала произошло объединение с этой целью японских, а затем и американских фирм, в результате чего на свет появилась программа IMVP, к которой год спустя присоединились и европейские компании. Дэниел Роос стал генеральным директором IMVP, Дж. Вомак — руководителем программы исследований, а Д. Джонс возглавил европейское направление работ.
Программа IMVP была завершена в 1990 г., хотя впоследствии была разработана и IMVP II, в которой Дж. Вомак и Д. Джонс уже не принимали участия, поскольку почувствовали, что они больше не хотят возглавлять новый крупный проект и что больше не нуждаются в имени MIT для поддержки своих дальнейших начинаний. В 1989 г. Д. Джонс начал работать в Кардиффской школе бизнеса в качестве профессора кафедры управления в автомобильной отрасли. Затем его научный интерес сместился с автомобилестроения на применение принципов работы с использованием ограниченных ресурсов в других практических областях. В 1993 г. он основал в Кардиффе Исследовательский центр “поджарых” предприятий (Lean Enterprise Research Centre, LERC) и с тех пор является его бессменным руководителем. В 1997 г. в LERC на постоянной основе работало 18 ученых. Начиная с 1991 г. Д. Джонс участвовал во многих исследовательских проектах в различных отраслях, включая и программу разработки исходной базы для отрасли, выпускающей комплектующие для автомобилей, создание цепочки поставщиков, организации сбыта автомобилей, а также производства и закупок сырья и исходных материалов.
Дж. Вомак ушел из большой науки вскоре после публикации The Machine that Changed the World (“Машина которая изменила мир”), хотя и до сих пор продолжает поддерживать контакты с МТИ. Не ограничиваясь лишь теоретическим рассмотрением принципов ПИОР и различных процессов усовершенствований, он решил попытаться реализовать свои научные идеи на практике и начал сотрудничать с небольшим предприятием по производству велосипедов, где ему удалось добиться значительного сокращения издержек. После выхода в свет The Machine that Changed the World Дж. Вомак и Д. Джонс начали получать предложения о выступлениях с лекциями и о проведении консультаций и поэтому стали уделять много времени работе по внедрению принципов ПИОР в действующих компаниях. Помимо консультационной деятельности они провели обследование примерно 50 организаций с целью сбора информации для написания книги Lean Thinking (““Поджарое” мышление”), опубликованной в 1996 г. В 1997 г. Дж. Вомак почувствовал, что больше не может заниматься консультированием в течение рабочего дня и работой над книгами в свое свободное время и поэтому решил организовать Институт “поджарого” предприятия (Lean Enterprise Institute) — некоммерческую образовательную и исследовательскую организацию, ориентированную на дальнейшее распространение принципов ПИОР.

2. Работа The Future of the Automobile

The Future of the Automobile (Altshuler, Anderson, Jones, Roos, Womack) была опубликована в 1984 г. и содержала в себе итоговые результаты реализовывавшейся в 1980-1984 гг. Международной автомобильной программы. Первоначально основное внимание в этом проекте уделялось будущему автомобиля с учетом растущей обеспокоенностью его влияния на уровень загрязнения окружающей среды. Однако по мере реализации программы все большее внимание исследователи уделяли проблеме различия уровней эффективности работы у основных мировых производителей автомобилей. Число исследователей, принимавших участие в этом проекте, было огромным (131 человек, работавшие под общим руководством А. Альтшулера и Д. Рооса), поэтому содержание и стиль книги отражали различные точки зрения тех, кто внес вклад в ее создание. The Future of the Automobile вышла на трех языках общим количеством в 40000 экземпляров.
В этой книге освещался широкий круг вопросов: развитие автомобильной индустрии, безопасность и энергопотребление, международная торговля и сравнительная эффективность производства в различных регионах автомобилестроения. Неизбежным результатов подобной многоплановости стало достаточно бессистемное изложение материала. “Глядя на эту книгу, я не испытываю ни малейшего чувства удовлетворения”, — так прокомментировал ее появление Дж. Вомак.
Но после прочтения этой книги становится очевидным восхищение Д. Джонса и Дж. Вомака японскими методами организации производства и в особенности точностью их реализации. Работа над ней позволила заложить основы для проведения более тщательного изучения данной проблемы, кульминацией которого стали реализация в 1985-1990 гг. программы IMVP и публикация в 1990 г. работы The Machine that Changed the World.

3. Работа The Machine that Changed the World

Эта книга, объем продаж которой превысил 400000 экземпляров, была переведена на 11 языков и вызвала потоки как славословий, так и критических замечаний. The Machine that Changed the World, провозглашенная в 1990 г. газетой Financial Times книгой года, представляет собой синтез результатов выполненной в 1985-1990 гг. программы International Motor Vehicle Programme (IMVP).
Хотя IMVP охватывала все аспекты проектирования и выпуска автомобилей, основное внимание большинства читателей и критиков книги привлекло исследование производственной эффективности примерно 80 сборочных автомобильных предприятий в разных странах мира которое выявило значительное, почти что двукратное превосходство японских фирм в производительности труда и качестве продукции над конкурентами. Помимо изучения работы сборочных линий в ходе реализации IMVP исследовались проблемы разработки новых изделий, организации продаж, а также отношения с поставщиками и розничной торговлей. Книга содержала также строгую историческую оценку отрасли, согласно которой традиционные методы массового производства Генри Форда должны были уступить место методам, основанным на принципах ПИОР — новой форме организации производства, в наиболее чистом виде используемой японской компанией Toyota. В книге рассматривались также процессы проектирования и усовершенствования автомобилей, вопросы, сбыта и отношений с поставщиками, однако главное внимание уделялось теме производства.
Принципы ПИОР включают в себя:
интегрированный процесс производства каждой единицы продукции при одновременном изготовлении небольших партий деталей точно к намеченному сроку;
акцент не на устранении дефектов, а на предупреждении их возникновения;
производство, стимулируемое потреблением, а не необходимостью загрузки оборудования;
организация производства с участием способных выполнять разнообразные операции небольших групп рабочих;
активное привлечение к решению проблем фирмы всех ее сотрудников, исключение потерь материалов и времени;
тесная интеграция всей цепочки материально-технического снабжения и сбыта — от получения исходного сырья до реализации готовой продукции; такое укрепление связей с непосредственными покупателями, при котором отношения поставщиков с фирмой-производителем строятся принципах доверия и сотрудничества, а не конкуренции.
Книга The Machine that Changed the World оказалась сильнодействующим “коктейлем” по многим причинам. Массовое производство и производство с использованием ограниченных ресурсов рассматривались в ней как звенья одной цепи, причем второй тип производства унаследовал в себе многие общепризнанные недостатки первого. Разрыв в показателях производительности труда японских фирм и производителей автомобилей остального мира достиг пугающего значения, продемонстрировав необходимость осуществления изменений. Системы производства с ограниченным использованием ресурсов обещали не только рост производительности труда, но и обеспечение более интересной и увлекательной работы для всех занятых в новом производственном процессе (благодаря предоставлению дополнительных возможностей для участия в решении текущих проблем). Дж. Вомак, Д. Джонс и Д. Роос доказывали, что успешное внедрение методов ПИОР не требует японского культурного контекста и обращали внимание на японские автомобильные заводы в Северной Америке, уровень производительности труда на которых был немногим меньше, чем на материнских предприятиях в Японии.
Мы верим в то, что фундаментальные идеи производства с использованием ограниченных ресурсов являются универсальными — и это уже поняли многие компании за пределами Японии (Womack, Jones, Roos, 1990: 9).

Мы считаем, что как можно быстрое повсеместное внедрение методов ПИОР отвечает всеобщим интересам (Womack, Jones, Roos, 1990: 256).

Объемы реализации этой книги являются доказательством ее популярности. Однако в ее адрес высказывались и критические замечания, причем наиболее острые из них исходили от представителей группы радикальных английских экономистов, опубликовавших целую книгу возражений против принципов ПИОР (Williams et al, 1994). Они критиковали основные идеи The Machine that Changed the World с идеологических и эмпирических позиций, обвиняя ее авторов в “бессознательном менеджеризме”, и утверждали, что роль фирмы в этой книге чрезвычайно преувеличивается в ущерб рассмотрению экономических и структурных условий. Далее, эти ученые заявляли, что использованный в IMVP метод сравнения производительностей труда обладает недостатками и что двукратное превосходство японских предприятий с точки зрения эффективности производства не подтверждается вторичными данными исследований. Кроме того, по их мнению исключительная производительность труда на японской фирме Toyota основывалась на уникальном взаимодействии ее производственной системы и рыночных условий и следовательно не могла рассматриваться как результат реализации имеющих универсальное применение принципов. Наконец специалисты по трудовым процессам высказывали сомнение в том, что методы ПИОР приводят к значительному повышению опыта и квалификации работников, а также указывали на то, что их использование означает повышение интенсификации труда и степени эксплуатации рабочей силы.

4. Работа Lean Thinking

Lean Thinking ознаменовала значительное, по сравнению с их боле ранними работами, изменение стиля Дж. Вомака и Д. Джонса. Она стала первой книгой, не являвшейся описанием крупного проекта с привлечением множества сотрудников и не нацеленной на рассмотрение значительных вопросов общей политики, например экологии или сравнительной конкурентоспособности. Хотя The Machine that Changed the World была написана для практиков, она содержала в себе масштабные сравнительные эмпирические данные и описание истории эволюции различных подходов к организации производства (а также проектирования изделий, поставок комплектующих и сбыта продукции). Lean Thinking, напротив, не содержала сравнения производительности труда в разных странах и была предназначена для руководителей фирм, ведущих борьбу за внедрение принципов ПИОР. Возможно, именно отсутствием общеисторических описаний объясняется слабая реакция на книгу со стороны СМИ, хотя о ее привлекательности для практиков говорят 100000 экземпляров, проданных в течение первого года после выхода работы в свет (таких темпов продаж не имела даже The Machine that Changed the World). В 1997 г. Lean Thinking была переведена уже на семь языков.
В Lean Thinking описываются пять основных принципов действия в условиях ограниченности ресурсов:
точное определение ценности в терминах производственных возможностей, цены и доступности с точки зрения покупателя;
идентификация общего потока ценности для товара или семейства товаров и исключение в нем действий, связанных с бесполезной тратой ресурсов;
облегчение продвижения потока между оставшимися этапами создания ценности, исключение периодов ожидания и простоев как внутри этапов, так и между ними;
управление потоком потребностей покупателя, а не производства, создание только того, что требуется потребителю в конкретный момент времени;
непрерывное стремление к совершенству — поиск возможностей сокращения необходимых усилий, затрат времени, используемых площадей, снижение числа совершаемых ошибок.
Эти принципы иллюстрируются на протяжении всей книги примерами проведения специальных исследований в различных организациях: в небольшой фирме, производящей велосипеды, в концерне, выпускающем двигатели для реактивных самолетов (Pratt and Witney), в фирме Porshe. Выгоды, которые по утверждениям Дж. Вомака и Д. Джонса обычно проистекают из применения описываемых ими принципов, оказываются весьма значительными — двукратное увеличение производительности труда, сокращение материальных запасов и непроизводительного времени на 90%, снижение в два раза показателей брака. Эти выгоды могут быть достигнуты уже после начального перехода на принципы ПИОР; непрерывные же усилия по внедрению улучшений обеспечивают двукратное увеличение эффективности производства в течение двух-трех лет (Womack and Jones, 1996).

5 Выводы

Оценить долгосрочный эффект работы, которая была закончена сравнительно недавно или которая еще находится в стадии завершения весьма непросто. Однако к настоящему времени в своих работах и в особенности в The Machine That Changed the World Дж. Вомак и Д. Джонс и их коллеги добились результата, который является достаточно необычным для авторов, специализирующихся на проблемах менеджмента. Им удалось скоординировать усилия крупных международных исследовательских групп и (первоначально с помощью Дана Рооса) и получить спонсорскую поддержку для реализации этих усилий. Полученные ими материалы исследований оказали стимулирующее воздействие на теоретиков и практиков. Ученые, изучающие трудовые процессы, были заинтригованы возможностями применения новых принципов в своей области, а специалисты по операционному менеджменту охотно, хотя и некритично, признали эти принципы в качестве наилучшего руководства к действию. Менеджеры из различных стран мира предпринимали попытки внедрения принципов ПИОР, причем их усилия иногда сопровождались поддержкой, а иногда и противодействием профсоюзов. Принципы ПИОР породили беззаветную веру в них у своих приверженцев и критику со стороны своих противников, которые утверждали, что проблемы рыночных ограничений и экономических структур получили в работах Дж. Вомака и Д. Джонса недостаточное освещение. Однако в любом случае следует признать, что работы Дж. Вомака и Д. Джонса инициировали бурные плодотворные дискуссии относительно путей организации производственной деятельности. За годы партнерства авторов произошло смещение их интересов с академического анализа к активному осуществлению изменений.
В 1997 г. Дж. Вомак и Д. Джонс вновь заявили о возможности продолжения совместной работы. При этом размышляя о будущем, Дж. Вомак писал:
Очевидная цель сочинительства заключается в изменении поведения читателей ... нам нелегко приспособиться к требованиям академического сообщества ... мы похожи на двух священников или монахов, исповедующих религию менеджмента. Мы являемся скорее катализаторами, чем аналитиками.

Имя 
Пароль  забыли?
Присоединяйтесь!

Новые материалы

   Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
   Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
   Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
   Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
   Сколько в среднем получают владимирские врачи?


Последние комментарии

  
   мне приятно Вас читать 99 % читаемое мной - мусор... А на ваших постах глаза отдыхают 
   Действительно, Эдуард, что это я! Всё ещё hr, всё ещё пишу - с удовольствием вернусь)))
   Марина, вы вернетесь к нам или уже все?)
   вы можете оставлять активную ссылку на источник 
Все статьи


Интервью




Публикую статью Алексея Королькова с видеокомментарием
все интервью


О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM