сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
 

Вебинары HRM.RU

Прогноз эффективности кандидатов на основе тестов
Начало 26.05.2017 12.00 (по московскому времени)

Полный список вебинаров

События

полный список

Последние обсуждения

  13.06.2019 14:28:30
Открытие стоматологической площадки 3M Espertise Center
  12.06.2019 13:17:49
Смена офиса на рабочую специальность. Нужен совет!
  03.06.2019 17:41:20
СИБУР и 3M заключили соглашение о сотрудничестве в области экологических и цифровых разработок
  17.05.2019 12:29:44
Визуализация и демаркация опасных зон – эффективный и некапиталоемкий способ повышения безопасности человека на производстве
  15.05.2019 18:30:19
3М выпускает пленки для защиты информации для всех моделей линейки Apple iPhone Х в России


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы


Бенчмаркинг может разрушить вашу карьеру
Автор: Варвара Агламишьян
Источник: "Финансовые известия"
Дата публикации: 25.04.2005

Версия для печати

Бенчмаркинг может разрушить вашу карьеру
Компании идут в разведку

Бенчмаркинг - конкурентная разведка - только на первый взгляд кажется абсолютно экзотической для России профессией. На самом деле в нашей стране он распространен даже больше, чем на Западе.

Родоначальником бенчмаркинга считается компания Xerox. Столкнувшись в свое время с резким уменьшением собственной доли на рынке, корпорация срочно стала собирать информацию о том, как работают конкуренты. "В России бенчмаркинг существует и, пожалуй, распространен даже шире, чем на Западе, - отмечает Анастасия Каслина, руководитель отдела информационной поддержки кадрового менеджмента компании Begin Group. - Связано это с тем, что информация на Западе значительно более открыта и доступна чем у нас. Поэтому действительно большая доля информации на российском рынке выясняется "подпольным" методом".

Легальный шпионаж

Сегодня в крупных компаниях нередко выделяется специальное направление деятельности, целью которого является сбор закрытой информации о рынке и работе конкурентов. Обычно оно существует в рамках отдела маркетинга или стратегического планирования. "В определенных сегментах без подобной "службы" компания резко теряет свои конкурентные преимущества. Она оказывается изолированной от рынка, а в некоторых случаях опережение конкурента в процессе внедрения нового продукта или услуги даже на совсем незначительный срок во многом оказывается решающим для успеха проекта", - считает Анастасия Каслина.

"Необходимо разделять бизнес-разведку и промышленный шпионаж, - отмечает директор по маркетингу группы "Альфа-Страхование" Евгений Белобородов. - Бизнес-разведка является инструментом бенчмаркинга. А бенчмаркинг - это своего рода система координат, может быть выбрана любая точка отсчета, уместная для того, чтобы судить о положении собственной компании. Критерием для сравнения может быть любой показатель конкурента, например, качество обслуживания в страховой компании. А промышленный шпионаж, то есть покупка закрытой информации конкурентов, прослушивание и т.п. - вещь противозаконная".

Как собрать разведданные

Одним из основных методов конкурентной разведки является, так называемый mystery shoping. "Например, мы рекрутируем определенное количество владельцев автомобилей, которым необходима страховка, и просим их обратиться в пять интересующих нас компаний, включая нашу. При этом владельцы автомобилей не знают, какая компания выступает заказчиком, - рассказывает Евгений Белобородов. - После покупки страхового полиса в любой из компаний, они заполняют анкету, из которой можно понять, где мы находимся относительно конкурентов в плане продуктового предложения, качества продаж и сервиса". Иногда для этого ограничиваются обыкновенным телефонным обзвоном. Сотрудники компании звонят конкурентам, чтобы под видом клиента получить информацию о тарифах и условиях заключения страхового контракта.

Иногда, чтобы собрать необходимую информацию, компании организуют себе что-то вроде контрольного матча. "Заказчик обращается к специальной исследовательской компании. Она выходит на организацию, которая собирается искать себе страховщика. За вознаграждение ей предлагается включить в число претендентов ряд компаний - заказчика исследования и его конкурентов. Проходит тендер и страховая компания, организовавшая этот контрольный забег и ставшая обладателем предложений конкурентов, получает возможность сравнить, как выглядит ее положение на рынке", - р
ассказывают в "АльфаСтраховании".

Не менее распространен и сбор информации у инсайдера, "своего человека", работающего в конкурирующей фирме. "Особенности российского рынка рекламы и PR заключаются в том, что игроков очень мало, в тендерах обычно участвуют все те же 5-6 компаний, - отмечает Владимир Зверев, руководитель отдела по работе со СМИ агентства R.I.M. Porter Novelli. - Поэтому, имея инсайдеров в стане конкурента, можно заранее знать, какое предложение там готовят и размер бюджета, который агентство выставляет на тендер. При этом вовсе не обязательно напрямую спрашивать об этом коллегу из конкурирующей компании, достаточно "разговорить" его на профессиональные темы и в большиенстве случаев он сам поделится наболевшим - в том числе и проблемами подготовки тендерного предложения.

Мертвые вакансии

Еще одна распространенная техника конкурентной разведки: заявить о несуществующей вакансии. "Очень часто к такому методу прибегают банки, - отмечает генеральный директор рекрутинговой компании 3R Анна Рыжкова. - Они якобы подыскивают себе специалиста, проводят интервью, предлагают зарплату чуть выше, чем на прежнем месте, а компенсационный пакет - чуть больше. Под предлогом - "Расскажите о ваших достижениях на прежнем месте" собирается информация о том, как работает компания-конкурент". По ее словам, рекрутеры могут заподозрить неладное только обнаружив, что позиция "висит" открытой уже несколько месяцев, а результата никакого. Кроме банков к такой форме бенчмаркинга часто прибегают юридические компании. "У них каждая вторая вакансия на деле оказывается попыткой сканирования рынка", - отмечает Анна Рыжова.

Впрочем, бывает и более жесткий вариант поиска сотрудников на несуществующие вакансии. В этом случае HR-специалисты переманивают сотрудников у конкурентов, "потрошат" их на предмет того, как им работалось на прежнем месте, а через 3-4 месяца увольняют. Под удар в этом случае попадают менеджеры среднего звена и топ-менеджеры.


Share |

 

Имя 
Пароль  забыли?
Присоединяйтесь!

Новые материалы

   Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
   Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
   Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
   Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
   Сколько в среднем получают владимирские врачи?


Последние комментарии

  
   мне приятно Вас читать 99 % читаемое мной - мусор... А на ваших постах глаза отдыхают 
   Действительно, Эдуард, что это я! Всё ещё hr, всё ещё пишу - с удовольствием вернусь)))
   Марина, вы вернетесь к нам или уже все?)
   вы можете оставлять активную ссылку на источник 
Все статьи


Интервью




Публикую статью Алексея Королькова с видеокомментарием
все интервью


О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM