сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
 

Вебинары HRM.RU

Прогноз эффективности кандидатов на основе тестов
Начало 26.05.2017 12.00 (по московскому времени)

Полный список вебинаров

События

полный список

Последние обсуждения

  13.06.2019 14:28:30
Открытие стоматологической площадки 3M Espertise Center
  12.06.2019 13:17:49
Смена офиса на рабочую специальность. Нужен совет!
  03.06.2019 17:41:20
СИБУР и 3M заключили соглашение о сотрудничестве в области экологических и цифровых разработок
  17.05.2019 12:29:44
Визуализация и демаркация опасных зон – эффективный и некапиталоемкий способ повышения безопасности человека на производстве
  15.05.2019 18:30:19
3М выпускает пленки для защиты информации для всех моделей линейки Apple iPhone Х в России


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы


Есть такая профессия – отношения с государством
Автор: Евгений Власов
Дата публикации: 04.01.2008

Версия для печати

Есть такая профессия – отношения с государством

В современной России все чаще возникает потребность в специалистах, занимающихся отношениями, в текстах все чаще можно встретить аббревиатуры PR, GR, HR. Последняя не является сокращением от relations, но не в последнюю очередь несет ответственность за продуктивные отношения. Аббревиатура GR означает «отношения с государством», все, что связано с этими отношениями. Если GR-процессы управляемы и контролируются по эффективности, имеет смысл говорить о GR-менеджменте.

Роли институтов государственного управления и коммерческой фирмы окончательно разделились: вторая занимается приращением прибыли, первые регулируют этот процесс, сопоставляя его параметры с интересами общества, да и со своими тоже. От GR-специальности на интеллигентного человека веет чем-то цинично-неприличным. Тут же возникают ассоциации с коррупцией и с пагубными процессами проникновения бизнеса во власть и обратно. Но в природе, в человеческой природе более нет ничего постыдного… Любой человечески-природный процесс можно описать, им можно управлять, и появляется необходимость в специалистах, которые будут это делать.

Когда возникает у компании потребность в построении правильных отношений с государственными структурами? На этот вопрос легко ответить, если вспомнить процесс почкования частных компаний от государственных структур в 90-е годы, не обусловленный юридическим родством, но обеспеченный ресурсами государственных больших братьев, стал подниматься частный бизнес в России. Абсолютно независимые представители сферы торговли и услуг тут же, при возникновении, почувствовали на себе внимание рэкета, и самые дальновидные из предпринимателей выжили, обратившись к государственным силовым структурам. Как правило, функциями relations в этих случаях занимались либо первые лица молодых предприятий либо представители их служб безопасности.

Как вы видите, этих две функции, которые упомянуты выше, сводились к обеспечению компании ресурсами, к допуску к ресурсам и к парированию разного рода претензий государственных структур к коммерческим. Однако лучше жить не в претензиях, а в сотрудничестве. Время шло, бизнес-структуры росли и развивались, переживали кризис 98 года, но иногда отправлялись в забвение вместе со своими руководителями и собственниками.

– Почему ушел в небытие? Что с ним стало?

– Он неправильно выстроил коммуникации. У него были плохие GR-специалисты.

Как определить потребность в GR у компании, можно ли управлять процессами в этой области и кому лучше поручить эти функции?

Кулуарный менеджмент.

Слово «Лоббирование» (Lobbying) происходит от английского Lobby (буквально – фойе, вестибюль, кулуары). Так обозначался коридор в одном из первых европейских парламентов - английском парламенте - в этом lobby уже в 13-14 веках проводились кулуарные переговоры, влияющие на голосование и принятие законодательных решений.

Лоббирование - намеренное установление связей с должностным лицом или служащим любой государственой структуры от имени предпринимателя или компании с намерением повлиять на принятие выгодных официальных решений. Конечно, отношения с государственными структурами не сводятся только к визитам в парламент, это область крупнейших компаний и финансово-промышленных групп. Однако, если учесть, что компании имеют филиалы в регионах, а мелкие предприниматели заинтересованы в контактах с представителями городских и районных администраций, мы видим, что GR- это навсегда, весомо и зримо.

Чтобы определить потребность компании в развитии отношений с государственными структурами, необходимо ответить на вопрос о том, в какой мере отношение государственных органов влияет на жизнь и прибыль вашей компании, какие государственные организации чаще всего вступают в контакт с вашей компанией и что происходит в результате этих контактов. В более перспективном варианте вопрос можно ставить так: какое влияние на рост и существование вашей компании оказывает взаимодействие с государственными структурами, насколько вам выгодно дружить с государством. Если речь идёт о серьезной фирме с историей и перспективами на будущее, ответ будет однозначен: дружить нужно. Кому конкретно поручить такую дружбу?

Людей на позиции специалистов по GR следует искать среди бывших чиновников, депутатов, кто занимался сходными по уровню потребностей вашей компании вопросами государственного управления. Это могут быть специалисты из сферы PR, политконсультанты, юристы, имеющие связи и опыт сотрудничества с органами власти. Сотрудники и управленцы общественных организаций, члены профессиональных ассоциаций и гильдий, палат и профсоюзов также способны решать GR-задачи.

Среди личных качеств специалиста по GR главными являются развитые коммуникативные способности: легкость в установлении контактов, умение вызвать доверие, развитый эмоциональный интеллект. Слова «развитый эмоциональный интеллект» обозначают совокупность качеств идеальной личности коммуникатора-понимателя, подробное их рассмотрение очень интересно, поскольку эти качества порождает одинаковую компетенцию для всех сфер деятельности XR, которые упомянуты в самом начале текста. Стандартные менеджерские качества, такие как «организаторские способности» также необходимы. Особенным качеством хорошего GR-специалиста является владение речью во всех ипостасях – от составления писем, обращений, переговоров до выступлений перед аудиториями любого размера.

В функции специалиста по GR как менеджера входит определение потребностей фирмы во взаимодействиях с госструктурами на самых различных уровнях. Те компании, которые сильно зависят от государства в получении квот, разрешений, лицензий, прав аренды, особенно частно будут испытывать потребность в таких взаимодействиях. Фирмы, получающие государственные заказы также нуждаются в крепких GR-контактах

Любая компания рано или поздно в процессе роста сталкивается в необходимости взаимодействий с органами госвласти, и от внимания этих органов может зависеть успех компании. Очень часто специалиста по GR приглашают, чтобы уладить какие-то проблемы. Если бы он был приглашен несколько раньше, то проблем, может быть, не было бы вовсе. В любом случае. Для крупной компании важен ее имидж в головах чиновников, и работать над его выстраиванием также следует поручить специалисту по GR с привлечением самых разных инструментов, в том числе и СМИ, и прямых контактов.

Работа GR с успехом предотвратит паранойяльные настроения топ-менеджмента: власть в России практически всегда была главнее бизнеса, и поэтому знание о ее намерениях по отношению к вашей компании лучше любых прогнозов и догадок. Особенно, если у ваших конкурентов уже есть GR-специалист.

Чиновники любят общаться с равными, и функции GR очень часто выполняют первые лица и собственники компаний. Так надежнее: тот, кто обладает решающими связями не уйдет к конкуренту. Наверное, поэтому GR-специалистов ищут не так уж часто и не так много.

Опыт работы по привлечению специалистов GR для нефтедобычи и переработки а также для строительного сектора у компаний, занимающихся поиском и наймом на уровне executive search был разнообразным, и своими наблюдениями о потребностях компаний в специалистах GR делится Григорий Черкасов, Коммерческий директор Citilink Services.

- Чаще всего компании называют «GR» те направления которые связаны с согласованиями, совершаемыми с госорганами: согласования проектов, разрешений, получение лицензий. Реже, и это характерно для крупных компаний, стоят задачи позиционирования компании. Для крупных компаний примерно на этом же уровне спрос на специалистов по лоббированию интересов в законодательных органах субъектов федерации и федерального уровня. То, к какому классу относит компания свои потребности в GR и оказывает основополагающее влияние на требования к соответствующим специалистам. Чаще всего на позицию GR-специалиста рассматривают инсайдеров (в данном случае тех, кто в прошлом или настоящем работал в государственных структурах), а вот студентам и выпускникам в этой области светит максимум должность помощника, причем перспективы роста сомнительны, чаще с такой позиции более привлекательным кажется перемещение на госслужбу.

Первая кафедра теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, на которой осуществляют подготовку будущих специалистов по GR уже существует несколько лет в ГУ-ВШЭ.

Отношения – это все.

В крупных компаниях западного типа GR-отдел может быть встроен в единую структуру менеджмента отношений, в котрой рядом с ним будет департаменты внешнего и внутреннего PR, но чаще всего GR-функции не выделены и причудливым образом распределены среди топ-менеджеров. Государство в России за последнюю пятилетку укрепило свои позиции, и вполне может быть, что GR-профессии станут чем-то обычным для бывших государственных чиновников исполнительной и законодательной власти.

Евгений Власов
HRM



Share |

 

Имя 
Пароль  забыли?
Присоединяйтесь!

Новые материалы

   Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
   Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
   Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
   Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
   Сколько в среднем получают владимирские врачи?


Последние комментарии

  
   мне приятно Вас читать 99 % читаемое мной - мусор... А на ваших постах глаза отдыхают 
   Действительно, Эдуард, что это я! Всё ещё hr, всё ещё пишу - с удовольствием вернусь)))
   Марина, вы вернетесь к нам или уже все?)
   вы можете оставлять активную ссылку на источник 
Все статьи


Интервью




Публикую статью Алексея Королькова с видеокомментарием
все интервью


О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM