сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
 

Вебинары HRM.RU

Прогноз эффективности кандидатов на основе тестов
Начало 26.05.2017 12.00 (по московскому времени)

Полный список вебинаров

События

полный список

Последние обсуждения

  15.01.2019 15:06:23
Агрегаторы по подбору персонала
  28.12.2018 11:36:21
Специалист по подбору персонала (Банк)
  17.12.2018 18:30:24
Как защититься от контрафакта в сфере СИЗ
  14.12.2018 12:44:43
Капитализация российских компаний с участием женщин в Советах директоров растет в 1,4 раза быстрее среднерыночной
  07.12.2018 15:33:06
Компания 3М объявила, что обязуется соблюдать принципы устойчивого развития при выпуске всех новых продуктов


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы




Обратите внимание


Телеком присел, чтобы подпрыгнуть?

Дата:16.08.2011 23:00:00
Компания:Кадровый Центр Юнити


В ноябре 2010 года компания PMR в кратком отчете по российскому рынку телекома дала «скромные прогнозы на 2011 год». Аналитик PMR Павел Ольжинска обозначил четыре тенденции текущего года: стагнацию сегмента фиксированной голосовой связи, привлечение абонентов мобильной связи за счет дополнительных сервисов, зримую отдачу от возведения сетей 3G и быстрый рост сегмента ISP. Середина 2011 года – самое время сверять показатели.

От перемены драйверов роста динамика уменьшается
 
Снижение динамики роста рынка телекома России, прогнозируемое на 2011 год, подтверждается. И связано это не столько с «посткризисной анемией», сколько со сменой телеком-парадигм (а заодно и собственников некоторых крупных и средних компаний).

По мнению Анны Айбашевой, пресс-секретаря ОАО «Вымпелком», этап активного роста абонентской базы операторов «большой тройки» закончился: «Меняется сама бизнес-модель телеком-рынка: если ранее ключевым для бизнеса операторов были голосовые услуги, то сейчас на смену голосу, как драйверу роста, все больше приходят услуги передачи данных

как в мобильном, так и в фиксированном сегменте».

Идею смены парадигм поддерживает и Роман Давыдов, директор R&D Telecom (разработчик программ для IP-телефонии и видеоконференцсвязи на базе СПО).

По его словам, некоторое оживление рынка в первом полугодии 2011 года произошло в основном за счет увеличения числа направлений новых сервисов и IP-телефонии: «Большая часть российского рынка телекома приходится на выручку сотовых операторов и операторов фиксированной связи, но в последние годы наметилось замедление роста данного сегмента. В 2010 году прибыль операторов увеличилась чуть более, чем на 10%, и ожидается дальнейшее снижение темпов ее увеличения. На фоне этого в 2011 году продолжила развиваться IP-телефония, кроме того крупнейшие операторы связи сейчас активно внедряют новые сервисы для малого бизнеса (офисная АТС, IP-телефония, видеоконференцсвязь) и для розницы (цифровое телевидение, видеозвонки, приложения для мобильных). В этом сегменте рост рынка ожидается примерно в 40%».

Но все-таки эти направления пока не дают большого прироста на фоне общих показателей всего рынка телекома, сетует Роман Давыдов. Тем не менее, Анна Айбашева оптимистично утверждает, что голосовой трафик в сети «Вымпелкома» не превышает 25% от общего объема трафика. Видимо, новый конвергентный оператор лучше старых двух, учитывая недавнее приобретение «Вымпелкомом» петербургского универсального оператора связи «Элтел».

Безусловные лидеры телекома намерены и далее наращивать активы рынка широкополосного доступа (ШПД), несмотря на высокий уровень проникновения услуг проводного ШПД в больших городах. Каждый из крупных конкурентов возлагает надежду на регионы с низким проникновением интернета, но и там число абонентов не бесконечно.

Подтверждают намерение операторов данные кадрового центра ЮНИТИ о том, что идет активное развертывание сетей 3G в регионах. «Сейчас появился новый виток, новый уровень финансирования – проекты стали расширяться, их стало больше, что повлекло за собой спрос на людей», – говорит Вера Анисцына, руководитель группы подбора персонала кадрового центра «ЮНИТИ». Приводя пример, она рассказывает об одном из заказов. Клиент - компания, осуществлявшая проект по монтажу оборудования для одного из  операторов сотовой связи на территории всех регионов Российской федерации за исключением Дальневосточного.  В связи с реализацией этого крупного договора у нее в начале 2011 года возникла срочная потребность в наборе высококлассных специалистов инженерных специальностей.

Интересно, что малых и средних операторов такие изменения на рынке телекоммуникаций только радуют. «Прогноз роста выручки нашей компании на 2011-й и последующие годы очень оптимистичный: 2010 год прошел под знаком слияний и поглощений, и представители «большой тройки» скупили многих альтернативных операторов, а на базе «Ростелекома» формируется «национальный чемпион». Укрупнение рынка дает больше возможностей оставшимся для роста, и именно на реализацию этого потенциала мы рассчитываем», – говорит Дмитрий Петров, генеральный директор оператора Pirix.

Доволен ситуацией и Павел Гореньков, управляющий «Гарс Телекома»: «По итогам прошлого года наш бизнес вырос на треть. В этом году мы прогнозируем менее активный рост, но по динамике не уступающий показателям 2007 года».

Ложка кризиса в бочке роста

Павел Гореньков считает, что темпы роста в сегменте фиксированной связи в целом будут не выше прошлогодних – в 2010 году произошло явное разделение операторов «на тех, кто продолжал отчаянно бороться со схлопыванием выручки, и тех, кто, скорректировав стратегию в разгар кризиса, пожинал плоды и рос быстрее рынка».

Тенденцию «кризисного» разделения компаний на основании динамики численности персонала отмечает и Вера Анисцына: «Действия компаний до начала нынешнего года были сосредоточены в двух направлениях. Одни – заняли выжидательно-оборонительную позицию, вторые – пытались захватить освободившиеся доли рынка».

Еще один фактор, замедляющий рост рынка телекома – «синдром бережливости», влияющий на деятельность компании и принятие решений ее руководством. По мнению Дмитрия Петрова, кризис отрезвил управленцев, научил их мыслить рациональнее и продумывать развитие организации с оглядкой на различные критические ситуации.

Но излишек «житейской мудрости» вполне способен остановить прогресс, считает Павел Паплински, директор по стратегическому маркетингу Orange Business Services в России и СНГ: «Влияние кризиса на телекоммуникационном рынке заметно не в части, например, сокращения ИКТ-бюджетов компаний, как это было непосредственно во время кризиса, а в более осторожном подходе компаний к выбору новых ИКТ-проектов для реализации. Подобное изменение поведения рынка сказывается на его росте, сдерживая инвестиции телекоммуникационных компаний в инновационные продукты. Ожидается, что этот эффект сохранится достаточно длительное время».

С тем, что влияние кризиса остается, согласен и Роман Давыдов из R&D Telecom. Он усматривает «кризисные веяния» в желании бизнеса сэкономить на дорогом телеком-оборудовании, подключать облачные сервисы телефонии. «Однако рыночные условия подталкивают компании осваивать новые технологии (колл-центры, видеоконференции), а для этого нужна модернизация телеком-инфраструктуры предприятия, – резюмирует эксперт и возлагает новые надежды на 2012 год. – Думаю, к следующему году рынок потребителей окончательно придет в себя после кризиса и начнется новая волна роста рынка телеком-оборудования и программных продуктов (именно за счет роста интереса пользователя к новым технологиям IP-телефонии). В свою очередь сильно сократится рост рынка операторов сотовой и фиксированной связи».

О трендах в лицах

Если говорить о негативных тенденциях, эксперты отмечают прежде всего падение в сегменте услуг фиксированной передачи голоса и данных, в то время как сегмент мобильного голоса останется на прежнем уровне. «Наибольшее падение ожидается в сегменте услуг фиксированной передачи голоса (примерно на 3% в год) за счет услуг международной, междугородной и зоновой связи. В то же время внутри этого сегмента есть зоны роста – это услуги местной телефонной связи и VoIP, они незначительно вырастут», – комментирует Павел Паплински.

Его коллега, Павел Гореньков, также указывает на продолжение падения тарифов и смывание разницы между ценами в столице и регионах. Прогнозируемого из года в год замещения фиксированных сетей мобильными пока не происходит, сообщает он. По словам эксперта, нишевые проекты – например, MVNO (виртуальные сотовые операторы) – пока еще находят свою аудиторию, а какие-то – например, конвергентные сети – даже начинают расти.

В R&D Telecom отмечают рост участия госсектора в рынке новых технологий в телекоме – для построения системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и «Ростелекома» в частности (последний является единым оператором СМЭВ). Компании-разработчики софта для телефонии обратят свое пристальное внимание на СПО в связи с переходом на него госорганов.

В ОАО «Вымпелком» указывают на появление инфраструктурных партнерств, позволяющих оптимизировать издержки и повысить эффективность инвестиций. К примеру, в этом году операторы «большой тройки» анонсировали совместный проект по оснащению сотовой связью трассы «Амур», подразумевающий размещение своего оборудования на башнях конкурентов. В этом же году, по словам Анны Айбашевой, операторы объявили о своей готовности совместно работать над форматом перехода к LTE в России – как в рамках консорциума, так и в рамках соглашения по «Скартелу».

По мнению эксперта кадрового центра «ЮНИТИ», одна из общих тенденций – восстановление рынка специалистов. «Если оценивать заработные платы, можно сказать, что по большинству позиций восстановился их докризисный уровень, – рассуждает Вера Анисцына. – В кризис, например, нередко попадались  вакансии инженера на 20 тысяч рублей – то есть предложение, на которое ни один здравомыслящий человек с опытом не согласится. Сейчас ситуация изменилась – работодатели поняли, что сэкономить уже не получится».

Бережливость не в моде

С представителем кадрового центра «ЮНИТИ» соглашается и Дмитрий Петров из Pirix: «Снижение зарплат, которое произошло во время кризиса, давно позади – сокращения телеком практически не затронули. Сейчас можно сказать, что ситуация с оплатой труда на рынке связи выровнялась и вернулась к докризисному состоянию. Если же говорить о ключевых специалистах, то их уровень доходов от кризиса не снижался, а скорее переставал расти».

При этом эксперт сетует на недостаток квалифицированных кадров – до сих пор очевидна нехватка опытных инженеров и «коммерсантов». А Роман Давыдов вдобавок прогнозирует возникновение интереса компаний-разработчиков к инженерам по тестированию. По его словам, в условиях роста конкуренции на рынке сервисов телефонии компании будут вынуждены более пристально обращать внимание на качество своих продуктов.

Вера Анисцына же в ответ сообщает, что, при всем изобилии резюме, профессионалов для телекоммуникационных компаний приходится искать долго и тщательно – тем более что большинство из них «мигрирует» в пределах «большой тройки»: «Несмотря на то, что специалистов немного, мест, где они могут применить накопленный опыт, еще меньше. По сути, 90% инженеров сотовой связи работают в «большой тройке». Рынок ограничен. Люди переходят из МТС в «Мегафон», из «Мегафона» – в «Билайн»...»

Павел Гореньков, хоть и благодарит «больших братьев» за выращенных профессионалов, но также отмечает нехватку персонала и маленький прирост кадров: «Наша команда получила серьезную поддержку в лице выходцев из других операторов. Однако по итогам прошлого года абсолютный прирост в компании составил всего 1%».

Текучку кадров управляющий «Гарс Телекома» объясняет разными причинами, при этом подчеркивая, что его компания никогда не вела политику массовых сокращений и урезания зарплат: «Естественно, я могу говорить только за свою компанию, потому что мы не играем в большую политику. Что касается других игроков рынка – не хочется оперировать сплетнями. Последнее исследование, которое мы проводили, датируется декабрем 2010 года. Наша HR-менеджер проанализировала активные резюме коллег на HeadHunter и обнаружила, что за последний квартал 2010 года в поиске нового места работы находилось от 50 до 200 человек в московском и питерском офисах таких компаний, как «Комстар», «Ростелеком», «Петерстар», МТТ, ТТК (за исключением административно-хозяйственного персонала). Дальнейшие сообщения в СМИ о рокировках и пертурбациях в рядах этих компаний полностью оправдали эти панические настроения».

Примечательно, но прочие игроки рынка в данном вопросе оказались единодушны: они не трогают зарплатный бюджет и драгоценный персонал никогда и ни при каких обстоятельствах. «Политику экономии мы никогда не проводили в жизнь, у нас никогда не было урезания зарплат, а на сегодня запущен проект по повышению зарплат в соответствии с рыночной проплаченностью специалистов», – комментирует «Вымпелком». На чем же тогда экономят? Среди популярных вариантов звучали: оптимизация внутренних процессов и принципов принятия финансовых решений (Orange и Pirix), отсутствие медицинского страхования – все, кому нужна страховка, могут купить ее сами на высокую зарплату («Гарс»), подключение сервисов SaaS (для малых компаний) и так далее.


Ирина Мещерякова
Кадровый центр «ЮНИТИ»
Тел.: (495) 543-82-59
e-mail: press@unity.ru
http://www.unity.ru


Все статьи >>>

Share |

 

Имя 
Пароль  забыли?
Присоединяйтесь!


Новые материалы

   Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
   Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
   Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
   Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
   Сколько в среднем получают владимирские врачи?


Вакансии
   Адрес RSS потока устарел / RSS feed is outdated
,

от 25000 до 40000
   Адрес RSS потока устарел / RSS feed is outdated
,

от 25000 до 40000
   Адрес RSS потока устарел / RSS feed is outdated
,

от 25000 до 40000
   Адрес RSS потока устарел / RSS feed is outdated
,

от 25000 до 40000
   Адрес RSS потока устарел / RSS feed is outdated
,

от 25000 до 40000

Все вакансии

О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM