сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
 

Вебинары HRM.RU

Прогноз эффективности кандидатов на основе тестов
Начало 26.05.2017 12.00 (по московскому времени)

Полный список вебинаров

События

полный список

Последние обсуждения

  07.12.2018 15:33:06
Компания 3М объявила, что обязуется соблюдать принципы устойчивого развития при выпуске всех новых продуктов
  21.11.2018 18:12:10
О принудительном взыскании денежных средств со счетов недобросовестных работодателей
  21.11.2018 18:05:42
Молодые специалисты получат право гарантированного трудоустройства
  20.11.2018 17:20:07
Компания 3М ожидает рост продаж в ближайшие 5 лет
  15.11.2018 18:35:05
Компания 3М меняет свой офис в Москве


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы


Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов Тренинг тренеров

      Тематические разделы:
      Обучение и развитие персонала
      Обучение и развитие персонала : Очное обучение
      Обучение и развитие персонала : Очное обучение : Тренинги
      Обучение и развитие персонала : Очное обучение : Тренинги : Тренинг тренеров
      Статьи : Обучение и развитие
      Книги

      Дата публикации: 11.08.2017






      Тренинг тренеров


      О бедной динамике замолвите слово...

      Страшный сон тренера: группа в конце тренинга говорит, что тренинг не понравился, участники ничего не получили, и новой информации не было.

      Групповая динамика - совокупность социально-психологических процессов и явлений, происходящих внутри группы. Сюда относятся: стадии развития группы, энергетика группы в каждый момент времени, ее способность к обучению, отношения участников друг к другу, тренеру и происходящему, выработка правил и норм, формирующиеся групповые ценности, принятие групповых решений, сплочение, конфликты, групповое давление и другие способы регуляции индивидуального поведения.

      Наша многолетняя практика проведения тренингов и семинаров подтверждает, что только активное управление групповой динамикой делает тренинг эффективным, а нарушение, по тем или иным причинам «правил игры» всегда приводит к негативным последствиям, как говорят в медицине, разной степени тяжести.

      И все же игнорирование динамики часто имеет место, поэтому хотелось бы остановится на особенностях ее протекания и управления ей.

      Тренеру следует учитывать, что группа в своем развитии проходит ряд обязательных стадий: недоверие и настороженность, «пробуждение» и раскрепощение, эмоциональный подъем, нарастание агрессии и сопротивление, разрядка, рабочая стадия на позитивном эмоциональном фоне, завершение (эмоциональная окраска этой стадии зависит от успешности тренинга). На каждой стадии развитие группы управляется и фаситилитируется тренером.

      Особенности групповой динамики во многом зависят от того, как поведет себя неформальный лидер (он всегда появляется даже в сборной группе).

      Несмотря на то, что существуют общие закономерности, раз за разом приходится сталкиваться с существенными различиями в протекании динамических процессов.

      Так, встречались группы, где агрессия никак не проявлялась.

      В одном из магазинов участники были настолько рады обучению (тренингу продаж), которое явилось временной заменой нудной неквалифицированной работе не по специальности, что ни о каком сопротивлении и агрессии просто речь не шла. (Хотя, как правило, наблюдается обратная ситуация).

      В другом тренинге в силу корпоративных традиций все задания выполнялись очень энергично, никто не жаловался на усталость и перегруженность, а к концу все были «как выжатый лимон». Привычка работать «на износ» сослужила плохую службу, снизив эффективность усвоения.

      Чувствовать состояние группы, групповую энергетику, узнавать и управлять стадиями развития группой - один из навыков, тренируемых на тренинге тренеров.

      Представление и более подробное знакомство, разминки, запрос, контракт - обязательные составляющие тренинга. Не стоит ими пренебрегать, так как позднее это

      неизбежно приведет к потере времени, а может быть и снижению эффективности тренинга.

      Знакомство - важный этап работы с группой, обеспечивающий доверие, снижающий тревожность и избыточное напряжение участников.

      Даже работая с сотрудниками одного отдела или небольшой фирмы, убеждаешься в том, как мало они зачастую знают друг о друге.

      Продолжительность этапа знакомства варьирует в зависимости от длительности тренинга и знания членами группы друг друга. Соответственно, всегда можно найти и адекватную форму знакомства.

      Больше узнать друг о друге необходимо не только для обеспечения тренингового процесса, это имеет также посттренинговый эффект - оптимизацию отношений в коллективе.

      Так, не раз во время посттренингового сопровождения организаций в подразделениях, в которых нет как таковой совместной деятельности, а каждый отвечает за свой участок работы (кассиры, инженеры сервисной службы), приходилось видеть, что на тренинге, кроме получения новых навыков и профессионального роста, участники лучше узнали друг друга и сплотились. Появилась психологическая поддержка, оптимизировались отношения в коллективе. В результате каждый сотрудник стал просто чувствовать себя комфортнее на рабочем месте, с большим желанием приходить на работу и естественно лучше работать.

      Разминка - этап создания доброжелательной атмосферы. Разминки встряхивают, энергетизируют, разогревают участников на ролевую игру и упражнения.

      Правильно подобранная и хорошо проведенная в начале тренинга разминка способствует снятию настороженности в группе и установлению доверия.

      На начальных этапах тренинга при выборе разминки желательно руководствоваться принципом успешности. Если есть сомнения в том, что абсолютно все участники справятся с заданием, лучше поискать другую разминку. Неуспех на ранней стадии повышает сопротивление группы.

      После разминки обычно проводится совместное обсуждение стандартных групповых норм и правил и возможное дополнение их чем-то важным для конкретного состава участников или данной разновидности тренинга. В ряде случаев необходимо учесть корпоративную специфику.

      Иногда правила дополняются санкциями, применяющимися к «нарушителям» при невыполнении групповых норм.

      Важно, чтобы ведущий следил за умеренностью и адекватностью санкций или штрафов.

      Однажды тренером были введены в группе санкции (исполнение песни) за опоздания с перерывов более чем на 5 минут в виде. Предполагалось, что эта шуточная угроза снимет напряжение и оптимизирует атмосферу в группе. Был расчет и на то, что петь никому не захочется и опоздания с перерывов прекратятся. Ожидания оправдались частично. Опоздания были, опоздавшие пели. Все получили огромное удовольствие и разрядку. Казалось бы, все в порядке, но после тренинга группа на вопрос «Что было на тренинге?» отвечала «песни пели». По известной закономерности запоминаются наиболее эмоциональные события, коим в том тренинге явилось пение.

      Игнорирование этапа принятия групповых норм, может сделать работу «опасной» для участников (если не принята норма конфиденциальности), хаотичной и неорганизованной (если не принята норма говорить по одному), а иногда и невозможной, в силу бесконечных опозданий и уходов-приходов (если не приняты нормы дисциплины и участия).

      Обязательный и важнейший этап вступительного блока - снятие запроса с группы и заключение контракта.

      Участников тренинга обычно волнует вопрос, оправдаются ли их ожидания от занятий; насколько их профессиональные и личные интересы согласуются с желаниями других участников обучения, а также с возможностями тренера.

      Ожидания участников важны как тренеру - чтобы органично строить учебный процесс, так и самим членам группы - для осознания своих желаний и постановки учебной задачи самому себе. К тому же, участники обучения не всегда знают предполагаемую программу. На этапе заключения контракта нужно ее огласить и обсудить.

      Как правило, более глубокий и обширный запрос на обучение у участников «открытых» тренингов. Они, как правило, обучаются если уж не за свой счет, то по собственной инициативе, что существенно повышает их мотивированность, требовательность и активность.

      Коллега недавно делилась, как она провела крайне неудачный тренинг. Несмотря на свою многоопытность и многолетний стаж, она поленилась прояснить ожидания группы (зачем участники пришли на тренинг, что хотели бы обсудить) и заключила контракт «в облегченном варианте»: «Есть такой план, сойдет?», а в итоге получила недовольство участников из-за их неоправдавшихся ожиданий.

      Таким образом, заключение контракта в группе позволяет участникам тренинга четче осознать свои собственные цели, понять, насколько они согласуются с ожиданиями и опытом других и обсудить, что объединяет членов группы, решить, куда можно двигаться, т.е. интегрировав ожидания всей группы с программой тренера, выработать цели и план совместной работы.

      Отдельная составляющая работы тренера - управление групповой энергетикой.

      Для управления энергетикой мало проводить тонизирующие разминки в начале группы и, по мере наступления утомления - упражнения для отдыха и для разрядки.

      Варьировать энергетику группы позволяет сочетание разнообразных форм работы:

      § индивидуальной,

      § в подгруппах

      § общегрупповой.

      .

      Их желательно чередовать, чтобы не вызвать у участников ощущения однообразия и монотонности.

      Известно, что на определенном этапе развития группы в ней нарастает напряжение и возникают сопротивление и агрессия. Их проработка - отдельная составляющая работы тренера.

      Сопротивление защищает личность от переживаний, связанных с ситуацией неопределенности, напряжения, возникающих в тренинге.

      Основные проявления сопротивления в тренинге – непродуктивные споры, отказ от выполнения упражнений, демонстрация скуки.

      Сопротивление усиливается при нарушении психологической безопасности, когда существует угроза самооценке и при высокой степени новизны информации. Новая информация - это всегда вызов привычной точке зрения и вначале она часто отторгается.

      Внешним фактором, усиливающим недовольство, бывает столь популярное сейчас проведение тренингов в выходные дни.

      Нельзя не отметить, что сопротивление может быть и защитой группы от непрофессиональной работы тренера.

      Агрессия группы - штука, прямо скажем, малоприятная, но при правильном подходе к ней - позитивная, приводящая группу к преодолению сопротивления и сплочению. Неправильный подход к агрессии приводит к тому, что большая часть тренингового времени будет потрачена на бесплодные споры и конфронтацию.

      К проявлениям и проработке групповой агрессии опытный тренер должен быть всегда готов. Негативных высказываний участников не следует бояться, они зачастую вовсе не означают, что тренер что-то сделал не так или тренинг плохо подготовлен (хотя бывают, конечно, исключения).

      Есть различные способы работы с групповой агрессией:

      1. Наращивание агрессии.

      Для этого используются:

      § запланированный неуспех группы или отдельных участников при выполнении упражнения

      § малопонятное или бессмысленное задание

      § нечеткая инструкция к упражнению

      § проведение одного упражнения за другим без обсуждения

      § недостаточное обсуждение упражнения

      § некоторая умышленная «бестолковость» ведущего

      § неструктурированный тренинг.

      Естественно, мы говорим о ситуации, в которой тренер совершает все вышеперечисленные действия осознанно, понимая, что и зачем он делает. Будучи незапланированным, неумышленным все то же самое является ошибкой тренера.

      В результате использования этих приемов участники недовольны и, к тому же, лишены возможности высказаться. Копится эмоциональное напряжение, происходит нарастание агрессии в группе.

      В этот момент ведущий «приоткрывает клапан», проводя обсуждение процесса тренинга и позволяя выплеснуться негативным эмоциям («отрабатывает агрессию»).

      После такой «разрядки» в группе возникает эмоциональный контакт, лучшее понимание и сплочение, становится возможна высокоэффективная работа.

      1. Ненакапливание, постоянное «вымывание», агрессии, с помощью специальных приемов.

      Это - энерговыпускающие упражнения и обсуждение всех упражнений, включая разминки. Обсуждение подразумевает объяснение реальных или оглашаемых целей, придание происходящему осмысленности и понимания.

      «Хеппи энд», удовольствие и эмоциональный подъем группы, возникающий в конце занятий при умелом ведении тренинга - важная составляющая групповой динамики.

      Эта групповая эйфория способствует не только положительной оценке тренинга участниками, но и, что еще более важно, влечет за собой большее желание использовать результаты и применять полученные знания на практике.

      Кроме понимания особенностей протекания групповой динамики и умения работать с ней, тренеру также важно обладать следующими навыками:

      § Умение вести себя уверенно (ассертивно).

      § Умение говорить публично.

      § Умение использовать приемы активного слушания

      § Умение чувствовать состояние другого человека и группы

      § Умение креативно, то есть гибко и не стандартно подходить к решению задач

      § Методические навыки.

      Уверенность в себе необходима для руководства группой, и эффективного взаимодействия с участниками на всех этапах группового развития, особенно для взаимодействия с сопротивлением и агрессией участников.

      Элементы тренинга ассертивности, обучающие уверенно (но не агрессивно) держаться, повышающие толерантность к агрессии желательно включать в обучение тренеров.

      Еще один базовый навык тренера, необходимый для четкого формулирования инструкций группе, транслирования теории и фасилитации упражнений - умение говорить перед аудиторией. Поэтому будущим тренерам нужно учиться искусству публичного выступления.

      Работа тренера - это всегда работа в условиях неопределенности. Непредсказуемо развивающийся тренинговый процесс, живая, постоянно меняющаяся ситуация взаимодействия участников, заставляют ведущего искусно и гибко плести тренинговую нить. Поэтому тренеру необходимо умение быстро и творчески реагировать в неожиданных, а порой и критических ситуациях, находить верные и красивые шаги

      Органичной и обязательной составляющей тренинга для тренеров мы считаем тренировку креативности.

      Для того чтобы во время изменить стратегию, дать нужное упражнение или отложить (модифицировать) запланированное, тренеру нужна также эмпатия – навык, позволяющий, отслеживая эмоциональное состояние участников, чувствовать ситуацию и групповой процесс.

      Активное слушание - еще одна важная составляющая обучения тренеров. Без него невозможно нормальное взаимодействие даже в обыденYой жизни, не говоря уже об обучении.

      Для грамотного составления программы и ее реализации, для составления хороших методических материалов, для повышения преподавательского потенциала тренера и соответственно эффективности обучения необходимо формировать у тренеров методические навыки. Если тренинг ведется методически грамотно, то он будет иметь долгосрочный эффект.

      Тренерская работа - работа творческая, сложная, она требует не только интеллекта, но и хорошей базовой подготовки и натренированности навыков. Поэтому тренинг для тренеров – это особые требования и ответственность.


      Упражнения:

      Упражнение 1. «Методические материалы»

      Цели и возможности применения.

      Упражнение обучает составлению методических материалов к тренингу.

      Описание упражнения.

      Участники делятся на три подгруппы.

      Каждая из подгрупп получает вариант текста с теоретическим материалом (3-4 страницы по любой теме бизнес-тренингов).

      Тренер дает инструкцию:

      Вам дается 30 минут на то, чтобы прочитать текст, обсудить его и разработать на его основе две страницы методических материалов.

      Один человек из подгруппы будет в ней тренером. Он должен будет провести

      5-минутный фрагмент тренинга с использованием подготовленных материалов.

      Обсуждение.

      После проделанной работы участниками обсуждаются следующие вопросы:

      § Какие формы подачи методических материалов были интереснее, эффективнее, доступнее?

      § Какие вообще бывают виды методичек?

      § Какие методические материалы из вашего прошлого опыта были наиболее полезны и за счет чего?

      Размер группы: 9-15 чел.

      Время: 50-60 мин.

      Необходимые материалы: распечатки текстов

      Упражнение 2. «Мини-лекция»

      Цели и возможности применения.

      Упражнение дает возможность участникам потренировать подготовку и чтение мини-лекции.

      Описание упражнения

      Участники делятся на 3-4 подгруппы.

      Тренером дается инструкция.

      «В подгруппах за 15 минут надо подготовить выступающего по любой коммуникативной теме.

      Текст должен быть доступным, понятным и интересным. Необходимо использовать наглядные материалы, цифры, метафоры и проч. Важно предусмотреть возможные вопросы и реакции аудитории».

      Обсуждение:

      После проведение всех мини-лекций обсуждаются проблемы, которые всплывали в мини-группах при подготовке выступающего. Слушатели делятся впечатлениями о понятности, доступности, интересности и полезности всех прослушанных сообщений. Подробно анализируется текст каждого лекционного фрагмента и особенности подачи информации.

      Варианты.

      1.Подготовить два варианта выступления: для людей с высшим образованием и без.

      2. Дополнительно придумать и провести 2-3 мини-упражнения, тренирующие навыки по той или иной конкретной теме. Провести, обсудить в своей подгруппе, потом в аквариуме - в большой группе.

      Размер группы: 8-12 чел.

      Время: 30-35 мин.

      Необходимые материалы: отсутствуют.

      Упражнение 3. «Толерантность»

      Цели и возможности применения.

      Упражнение работает на подготовку тренера к принятию недовольства группы.

      Описание упражнения.

      Участники упражнения составляют общий список возможных злобных высказываний тренинговой группы на этапе сопротивления и агрессии:

      В него могут войти высказывания: «А мы все это уже знаем», «Похоже, вы некомпетентны», «Это только теория, а на практике все по-другому», «У нас сейчас не получается, потому что ситуация игровая, а так мы все умеем, так и делаем обычно» и т.д.

      После этого имитируется групповая работа.

      «Смелый Тренер» садится в центр круга и получает от группы 3-5 подобных обвинений. Его задача – быть максимально спокойным, уверенно и красиво реагировать, используя техники активного слушания и т.д. Важно, чтобы большинство группы побывало в этой непростой роли.

      Обсуждение.

      После каждого этапа упражнения обсуждаются чувства «Смелого тренера» и чувства группы. В центре обсуждения – следующие вопросы:

      - Легко ли было «Смелому тренеру?

      - Что у него хорошо получилось, что можно использовать всем как прием?

      - Что может предложить группа как вариант реагирования в каждом конкретном случае?

      Размер группы:7-15 человек

      Время: 15-30 минут.

      Необходимые материалы: не требуются.

      Упражнение 4. «Твердость»

      Цели и возможности применения.

      Упражнение дает возможность участникам потренироваться в умении держать тренинговую группу в правильных поведенческих рамках, корректно напоминать участникам о принятых на тренинге нормах поведения и санкциях, грозящих нарушителю.

      Описание упражнения.

      Группа получает следующую инструкцию:

      Сейчас мы с вами будем имитировать тренинговый процесс. Все по очереди побудут тренером нашей группы в течение несколько минут. В каждом фрагменте работы группа будет нарушать групповую норму (получив закрытую инструкцию),

      у каждого тренера - свою. Например, кто-то отказывается выполнять упражнение или говорит, что он посидит в углу, понаблюдает.

      Тренеру нужно вернуть группу в рабочее состояние, найти способ корректно напомнить участникам о санкциях.

      Обсуждение:

      Обсуждается, как каждый тренер справился с задачей, какие при этом чувства возникли у группы, какие из удачных находок можно положить в свой тренерский чемоданчик.

      Размер группы:7-15 человек.

      Время: 20-40 минут.

      Необходимые материалы: не требуются.

      Упражнение 5. «Креативность »

      Цели и возможности применения.

      Упражнение дает возможность участникам потренироваться продуцировать смелые и творческие решения, не зажимая свою фантазию в рамки.

      Описание упражнения.

      Группа делится на подгруппы и занимается наработкой творческих решений простой задачи, например, придумать за 5 минут как можно больше способов применения карандаша, ластика или листа фанеры. В режиме мозгового штурма подгруппы соревнуются, кто придумает больше решений.

      Обсуждение.

      Обсуждается важность креативности в тренерской работе и способы ее развития.

      Размер группы: 8-15 чел.

      Время: 15-20 мин.

      Необходимые материалы: не требуются.

      Упражнение 6. « Форс-мажорные обстоятельства»

      Цели и возможности применения.

      Упражнение развивает такое важное тренерское качество как гибкость, умение быстро реагировать на неожиданно меняющиеся обстоятельства. Нарабатываются варианты поведения тренера в непредвиденных обстоятельствах

      Описание упражнения.

      Группе дается инструкция:.

      В этом упражнении несколько добровольцев от группы побудут тренерами.

      Остальная группа изображает участников. Договоритесь, какая тема будет у нашего тренинга, по какой программе он будет проходить.

      Задача каждого тренера - изменить по ходу дела свой план работы в ответ на непредвиденные обстоятельства. Обстоятельства будут объявляться мной.

      Набор внешних (организационных) и внутренних (связанных с групповой динамикой) непредвиденных обстоятельств придумываются группой до начала разыгрывания проблемной ситуации, например:

      § Группа не приходит с обеда.

      § Тренинг директивно сократили на …часов.

      § Входит руководитель и говорит, что он заберет часть сотрудников с тренинга в торговый зал, так как некому работать.

      § И т.д

      Обсуждение

      Обсуждается, были ли эффективными тренерские решения. Группа делится своим опытом реагирования на непредвиденные обстоятельства на тренингах.

      Размер группы: 6- 15 человек.

      Время: 20-30 минут.

      Необходимые материалы: не требуются.

      Упражнение 7. «Эмпатия»

      Цели и возможности применения.

      Упражнение дает возможность потренировать навыки чувствования и оценивания состояния другого человека или группы.

      Описание упражнения.

      Группа получает инструкцию:

      Сейчас мы с вами возьмем какую–либо фразу, например, «Однажды в студеную зимнюю пору» или что-то подобное. И все по кругу будут произносить ее, но с разными интонациями, вложив нее яркое переживание. Задачей слушателей будет отгадать чувства, выражаемые тем или иным человеком.

      Обсуждение.

      После прохождения 1-2 кругов группа обсуждает особенности проявления чувств в социуме и возможные формы тренировки собственной эмпатии.

      Размер группы: 7-15 человек.

      Время: 10-30 минут.

      Необходимые материалы: не требуются.

      Упражнение 8.« Парафраз».

      Цели и возможности применения.

      Упражнение дает возможность научиться важной технике, необходимой в групповой работе – парафразу, который позволяет фасилитировать работу тренинговой группы.

      Описание упражнения.

      Упражнение предваряется короткой лекцией о том, что представляет собой эта техника активного слушания.

      Перефразом называют сжатое изложение основных слов и мыслей клиента.

      Функции парафраза:

      1. Активизирует обсуждение.

      2. Повышает понимание, в том числе позволяет лучше понять себя - что именно хотел сказать.

      3. Углубляет беседу (благодаря парафразу, возникает новая информация, новые акценты).

      4. Сводит воедино различные моменты беседы.

      5. Очищает от внутренней путаницы и противоречий («Иными словами, начальница хочет, чтобы вы ушли, а вам важно пока сохранять работу»)

      6. Проясняет и уточняет факты - создает уверенность, что информация понята правильно.

      Группа получает инструкциию:

      «Давайте сядем в парах друг напротив друга, пары расположены рядом, в одну линейку.

      В парах роли распределятся следующим образом – Говорящий и Тренер. Сейчас Тренерами будут участники, сидящие слева от меня.

      Тренировка переформулирования будет проходить следующим образом:

      Говорящий делает короткое сообщение о себе (лучше, если это будут какие-нибудь 3 фразы).

      Тренер своими словами выражает то, что сказал Говорящий.. Его задача - пересказать коротко то, что он понял.

      Начинать свою речь он будет со слов «иными словами …», «то есть» или «Если я вас правильно понял …»

      Задача - получить кивок собеседника.

      Кивок означает обычно, что поняли правильно. А значит, можно менять пару».

      Выполнив упражнение в парах, один из рядов смещается вправо на 1 стул, таким образом, поменяв пару. После 5-7 тренировок переформулирования Тренерами становятся участники, сидящие справа от ведущего.

      Обсуждение.

      После завершения тренировки в группе обсуждаются следующие вопросы:

      § Удавалось ли переформулировать услышать?

      § Выполнялась ли инструкция?

      § Какие чувства испытывал говорящий? Слушающий?

      § Были ли какие-нибудь находки, сформулированы ли новые идеи?

      Размер группы: 6-20 человек

      Время: 30-40 минут.

      Необходимые материалы: отсутствуют.

      Упражнение 9. «Управление беседой»

      Цели и возможности применения.

      Упражнение дает возможность участникам потренировать одну из техник управления беседой и групповым взаимодействием: повторение слов собеседника.

      Описание упражнения.

      В формате мини-лекции участникам упражнения сообщается, что прямое повторение сказанного собеседником (всей фразы, одного слова или конца фразы) обычно дает возможность ненавязчиво, но очень эффективно вмешаться в монолог.

      Обычно в рамках тренинга техника повторения дает возможность фасилитировать групповые дискуссии, позволяет разговорить группу, показать каждому ее участнику, что его слышат и понимают, а также управлять обсуждениями (поскольку повторение за говорящим разных слов поворачивает беседу в разные направления).

      После лекции группа делится на тройки для тренировки техники.

      Группа получает инструкцию:

      Роли в тройках распределяются следующим образом: Тренер, Рассказчик, Наблюдатель.

      Задача Рассказчика - на протяжении 5 минут рассказывать что-то важное о своей работе, своих клиентах и т.д.

      Задача Тренера - внимательно слушать и за время рассказа не менее трех раз использовать технику повторения слов собеседника.

      Задача наблюдателя - внимательно следить за процессом, фиксируя, что повторялось тренером, какие были у него интонации и как реагировал на повторения рассказчик.

      Обсуждение.

      После каждого проигрывания в тройках обсуждаются следующие вопросы:

      § Как прошла тренировка навыка?

      § Удавалось ли повторять за рассказчиком?

      § Что чувствовал тренер?

      § Что чувствовал рассказчик, замечал ли повторы?

      § Как выбирал что повторять?

      § Получилось ли управлять беседой? Удалось ли направить рассказ в нужное русло?

      § Какие использовались тренером интонации для повторения слов рассказчика

      В обсуждении можно выйти на правила техники повторения:

      § Не повторять очень часто

      § Действительно слушать говорящего, эмоционально включаясь

      § Повторять эмоционально окрашенные и потенциально значимые для говорящего или для тренингового процесса слова, реплики, выражения

      § Использовать технику повторения, когда надо дать поддержку говорящему или одобрить подчеркиваемый им факт.

      Варианты.

      Для лучшего освоения техники упражнение можно проводить в тройках в три этапа.

      А) Повтор одного слова.

      Б) Повтор конца фразы.

      В) Повтор целой фразы

      Дополнительные рекомендации.

      Техника очень хороша в применении, но может вызвать много сопротивления на этапе обучения, поэтому требует ненавязчивой и корректной формы инструкций.

      Размер группы: 6-15 человек

      Время: 30 минут.

      Необходимые материалы: не требуются.

      Упражнение 10. «Этический кодекс»

      Цели и возможности применения.

      Упражнение позволяет участникам задуматься об этической стороне работы тренера, прочувствовать ситуацию, будучи членом учебной группы, принять для себя профессиональные этические нормы.

      Описание упражнения.

      После мини-лекции об основах профессиональной этики тренера и последствиях ее нарушения участники тренинга делятся на 3-4 подгруппы.

      Подгруппы получают следующую инструкцию:

      «Давайте представим себе, что мы с вами тренеры вновь созданного центра «Мальвина», занимающегося корпоративным обучением. Сейчас вам дается 10-15 минут для разработки (в режиме мозгового штурма) этического кодекса нашего центра и еще 5 минут - для подготовки выступающего и создания плаката».

      Обсуждение.

      После выступлений представителей всех подгрупп (плакаты вывешиваются на стену) составляется интегративный вариант этического кодекса.

      Основной акцент в обсуждении делается на обязательность соблюдения этических норм в тренинговой работе.

      Размер группы: 8-15 чел.

      Время. 20-30 мин.

      Необходимые материалы: фломастеры, листы ватмана.

      Упражнение 11. «Синдром сгорания »

      Цели и возможности применения.

      Упражнение позволяет начинающим тренерам осмыслить связанные с психофизиологической перегрузкой сложности, которые таит в себе работа с людьми, и позаботиться о собственной психологической безопасности.

      Описание упражнения.

      Упражнение проводится в общем кругу. Тренер фасилитирует групповую дискуссию на тему «Синдром сгорания»

      Обсуждение.

      Группой во время дискуссии обсуждаются следующие вопросы:

      § Что такое синдром сгорания?

      § Какие профессии, прежде всего ему подвержены?

      § Кто испытывал (или наблюдал у знакомых) его раньше и как справлялся с ним?

      § Какие формы проявления (симптомы) бывают у этого синдрома?

      Обычно синдром сгорания выражается в:

      § усталости, переутомлении,

      § апатии («ничего не хочется»)

      § желании побыть одному («никого не могу видеть»)

      § раздраженности («оставьте меня в покое»)

      § опустошении внутреннего эмоционального резервуара –

      становится невозможно работать с людьми («ненавижу людей вообще»)

      Синдром сгорания провоцируется дополнительно повышенной требовательностью к себе и приводит к эмоциональным срывам и психосоматическим расстройствам.

      Рекомендации:

      - Не перегружаться.

      - Отреагировать чувства.

      - Сочетать виды деятельности (например, тренинги с научной или преподавательской работой).

      - Полноценно отдыхать.

      В завершение можно зачитать «Вредные советы» желающим получить синдром сгорания побыстрее. Пародоксальные советы, как правило, действуют на группу достаточно сильно.

      Размер группы: 6-15 человек.

      Время: 20 минут.

      Необходимые материалы:

      Распечатка «Вредных советов».


      Приложение.

      Вредные советы:

      Методы получения синдрома сгорания

      1. Работайте больше! Особенно по вечерам и выходным!

      2. Все время, даже не находясь на работе, думайте о своих самых трудных клиентах.

      3. Ругайте себя за то, что вы не делаете чего-то, что следовало бы делать.

      4. Верьте в то, что сможете помочь каждому, причем за очень короткий срок.

      5. Варитесь в собственном соку. Не общайтесь с коллегами.

      6. Никому не рассказывайте о себе. Не выражайте чувств.

      Упражнение 12. «Брачное объявление»

      Цели и возможности применения.

      Упражнение позволяет потренировать навык самопрезентации и осознать свои достоинства. Спокойно и уверенно говорить о них – навык, очень важный во взаимодействии с потенциальным заказчиком.

      Описание упражнения.

      Тренер дает группе инструкцию:

      «Всем членам группы дается 5 минут на то, чтобы написать брачное объявление.

      Пожалуйста, каждый напишите о себе, не стесняясь. Подчеркните в объявлении свои лучшие качества и достоинства, которыми вы могли бы заинтересовать потенциального партнера».

      Затем все по очереди зачитывают свои объявления, а группа помогает выступающим, добавляя то, что участник пропустил. Фактически происходит редактирование объявлений и создание рекламных портретов членов группы.

      Обсуждение.

      Обсуждаются трудности и тонкости саморекламы.

      Размер группы: 8-15 человек.

      Время: 20 - 30 минут.

      Необходимые материалы. Не требуются.





      Share |

       

      Версия для печати

      Читайте также


      Российское бизнес-образование. Современный этап развития МВА в России

      Современный этап развития МВА в России характеризует дифференциация, разветвление программ, возрастание доли изучения конкретного опыта по сравнению с теоретическими дисциплинами, все большее использование инновационных методов обучения.


      Как составить программу обучения
      Как составить программу обучения

      Работая в сфере обучения бизнеса, достаточно часто в своей практике мы сталкиваемся с таким запросом клиента: «вот у вас есть подходящий тренинг, адаптируйте его, пожалуйста, под наши условия и наш персонал». Хороший запрос! По крайней мере - для нас .



      Девять шагов к созданию кадрового резерва

      В данной статье описывается поэтапная программа формирования кадрового резерва предприятия. Ее можно использовать в качестве основы и ориентира для разработки собственной программы подготовки резерва.


      Внедрение ученичества на производственном предприятии
      Внедрение ученичества на производственном предприятии

      Ученичество помогает решать вопрос кадрового голода, обеспечивать завод подготовленным персоналом и дает возможность еще на этапе обучения отсечь людей случайных, не способных работать на производстве.

      Педагогическое проектирование: теоретические аспекты
      Имя 
      Пароль  забыли?
      Присоединяйтесь!

      Новые материалы

         Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
         Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
         Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
         Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
         Сколько в среднем получают владимирские врачи?


      Последние комментарии

        
         мне приятно Вас читать 99 % читаемое мной - мусор... А на ваших постах глаза отдыхают 
         Действительно, Эдуард, что это я! Всё ещё hr, всё ещё пишу - с удовольствием вернусь)))
         Марина, вы вернетесь к нам или уже все?)
         вы можете оставлять активную ссылку на источник 
      Все статьи


      Интервью




      Публикую статью Алексея Королькова с видеокомментарием
      все интервью


      О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM