Разумный эгоизм сотрудников – тренд будущего в HR? / Блоги на HRM.RU
 сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
Имя 
Пароль  забыли?
Присоединяйтесь!

Новые материалы

   Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
   Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
   Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
   Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
   Сколько в среднем получают владимирские врачи?


 

Облако тегов
agile альфастрахование альфастрахования аналитика для hr apple ассессмент-центр автоматизация hr-бизнес процессов автоматизация бенчмаркинг бизнес-процессы бизнес симуляция бизнес тренинги для руководителей бизнес тренинги онлайн бизнес дистанционное обучение персонала дистанционное обучение e-learning e learning электронное обучение электронные курсы hr-аналитика hr-бренд hr-конференции hr-метрики hr-видео hr инновации исследования it josh bersin кадровый резерв карьера клиентоориентированность клиентский сервис для развития продаж клиентский сервис тренинг клиентский сервис компетенции корпоративная культура корпоративное обучение корпоративные бизнес тренинги коучинг kpi лидерство лидеры linkedin менеджмент модель компетенций мотивация персонала мотивация неформальное обучение обучение персонала обучение сотрудников предприятия обучение сотрудников обучение оценка эффективности обучения оценка персонала организационная культура персонал подбор персонала поиск работы продажи психология разработка речевых модулей для работы с претензиями рекрутеры рекрутинг рекрутмент roi рынок труда собеседование социальное обучение социальные сети стандарты клиентского сервиса стандарты обслуживания клиентов стив джобс таланты текучесть персонала тестирование тренинги по клиентскому сервису тренинги по сервису тренинги тренинг угловое преобразование фишера управление качеством обслуживая клиентов управление персоналом управление талантами управление текучестью персонала управление знаниями управление вебинары вовлеченность персонала websoft знания

все теги


События

полный список

Последние обсуждения

  21.03.2019 13:12:00
Неделя сметчика на Урале
  21.03.2019 13:11:35
Неделя сметчика на Урале
  21.03.2019 10:47:53
3М объявила о создании новых бизнес-сегментов
  15.03.2019 18:44:18
ТОП-5 угроз безопасности информации в компаниях
  13.03.2019 13:29:34
Помощь в подборе персонала по базе HH, доступ


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы

HR-Блоги
Олег Барыш 15.10.2012 20:56:00

Разумный эгоизм сотрудников – тренд будущего в HR?

Не знаю почему, но совсем недавно вспомнилась мне моя курсовая работа по политэкономии (да-да так раньше называлась дисциплина, которая сейчас называется наверное микроэкономика или как–то так) она была посвящена экономическому эгоизму человека, а буквально вчера я прочитал одну статью, в которой автор сетовал что в их компании не прижилась ни одна мера направленная на сплочение коллектива и превращение сотрудников в некий сплоченный монолит, команду. Вы спросите в чём связь? А связь в том, что компании не учитывают эгоизм своих сотрудников. Ну скажут некоторые из вас эгоизм это же так плохо, это же так не современно.  А чем плохо?

Если мы посмотрим на определение «эгоизма» в Википедии то прочтём, что

Эгои́зм (от лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других.

И там же можно прочитать, что есть еще

Разумный эгоизм — термин часто используется в последние годы для обозначения филисофско–этической позиции, устанавливающей для каждого субъекта принципиальный приоритет личных интересов субъекта над любыми другими интересами, будь то общественные интересы, либо интересы других субъектов.

Немного сложными словами, но не знаю как вам, а мне кажется, что ничего опасного или неправильного в этом нет. Это честная позиция человека в жизни и на работе. И, по-моему, наоборот хуже, если этого нет.

Я могу быть не прав, но мне кажется проблема в том, что часто при разработке HR методик мы так часто увлекаемся обобщениями и оперируем такими терминами как компания, подразделение, группа, команда и за всем этим мы забываем о личности – сотруднике и его интересах. Это не только проблема HR.

Как вы уже догадались, поговорим сегодня об эгоизме, но не об эгоизме HR, а про эгоизм в HR. Я хочу поделиться  коллегами своей точкой зрения,  а далее решение за вами. Что я имею в виду - учет и опора на интересы отдельного сотрудника, его эгоизм и использование эгоизма отдельных сотрудников на благо компании. Ну, это же несовременно, скажут некоторые, везде в моде проектное управление, матричные структуры, команды, тимбилдинг и много других самых современных и не очень понятий. Сколько денег на этом потеряно и заработано.

Но, по-моему, разумный эгоизм – современный тренд в HR, а в рациональном и разумном управлении персоналом тем более. Обращаю ваше внимание на слово разумный. И скажу даже больше, я совсем не отрицаю командных подходов.  Но давайте обо всём по порядку.

Итак, почему я уверен, что не учитывать эгоизм сотрудников в работе HR неправильно.

Во-первых, потому что каждый человек (сотрудники компаний не исключение) это личность со своим внутренним миром, своими взглядами, своей шкалой «хорошо» и «плохо» и со своими понятиями «справедливо», «правильно» и т.п. По- моему, уже этого достаточно, чтобы его как минимум уважать. Семья и школа, окружение пытались выбить эту «дурь» из головы, многим не повезло, но у многих это осталось. Им хочется жить и достигать свои интересы. Кто сказал, что для этого они должны идти в бизнес или идти в лес и прятаться от всех.

Во-вторых, кто сказал или доказал, что человек стремится к обществу себе подобных настолько, чтобы превратиться с ними в единое целое. Да человеку нужно общение, но не 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Что там говорить, не у каждого получается семейная жизнь из-за этого духа эгоизма. Кто-то скажет во всем виноваты свекровь или теща, но давайте подумаем об этом всерьёз. А в семье мы проводим иногда меньше времени, чем на работе. А вы говорите тимбилдинг, командообразование… В последнее время всё моднее стало проводить еще и досуг коллективами, но эффект от этого очень часто обратный и я думаю вы догадываетесь почему. Люди начинают буквально ненавидеть друг друга. Помните как у кого-то из юмористов - видеть вас одно удовольствие, а не видеть - другое.

 А в третьих, это несколько перекликается с первой причиной, но считаю, что она достойна, чтобы выделить ёё отдельно, интересы у каждого человека свои. Что я подразумеваю под интересами – самое главное это то ради чего человек что-то делает или другими словами «почему?» он работает  или соответственно не работает. Я уверен, что только этим «почему» и объясняются подвиги сотрудника или его неэффективная работа. Я могу ошибаться, но мне иногда кажется, что для 99% (реальная цифра может быть меньше, но не намного) работников нет никакого дела до «почему» компаний, им всё равно какая доля рынка, стоимость компании, объем продаж и т.п. Для них главное их «почему» и больше ничего. Из этого напрашивается вывод, что если в «почему?» компании найти место «почему?» сотрудников и тогда работа этой компании будет эффективной и результативной. Это же невыполнимое требование, скажите вы, а если работников тысячи. Стойте, на самом деле все не так страшно, в соответствии с правилом Парето лишь 20% персонала приносит 80% результата. Других цифр я не встречал, поэтому будем руководствоваться классическим соотношением. Поэтому задача HR – найти эти 20% и учесть их «почему? ». Не нужно бороться за мир во всём мире, а наша задача упростилась в 5 раз. На самом деле мы чуть забежали вперёд о влиянии здорового эгоизма на реализацию основных HR функций мы поговорим во второй части статьи.

Итак, как же влияет концепция разумного эгоизма на ключевые функции HR:

Рекрутинг – здесь я думаю всё понятно, ищите эгоистов, ставящих свои интересы выше, чем интересы компании, даже если он это открыто не говорит, опытный рекрутёр это услышит. Если вам мой совет не нравится, то продолжайте искать тех, которые будут уверять вас, что они командные игроки и будут вписываться в коллектив... и не высовываться из него. Продолжайте следовать штампам, что коллектив это пазл или оркестр. Но оркестры знамениты солистами или дирижерами. В футболе ходят на звёзд, нет, никто не мешает любить команду, но игру делают лидеры. Кто-то должен обязательно выделяться. Успешные компании ищут сильный персонал, превосходящий по умениям и знаниям тех руководителей, которые их ищут. Более того это закреплено в  корпоративной культуре этих компаний. Уверен, что к этому скоро добавиться еще одно утверждение успешные компании – ищут «разумных» эгоистов, не выскочек, не пускателей пыли в глаза, а людей желающих добиться для себя чего-то конкретного. Но если вы будете искать кандидатов на должность из уже вышеобозначенных 20%, то лучше найти эгоиста «почему?» которого максимально близко к «почему?» компании. Именно это будет 100% попаданием для этой позиции. Вам страшен такой подход к рекрутингу? А серый командный персонал вам не страшен. Отношение к компании и у эгоиста и у серого «командного» игрока одинаковое (даже если вам будут клясться в обратном на крови или своим здоровьем), но отношение к себе колоссально разное. И именно за счет отношения к себе, если компания это правильно использует, то сможет получить импульс для будущего.

Обучение и развитие – Простая формула - обучайте нужных сотрудников, нужным знаниям в нужный момент времени. Отдавайте предпочтение в обучении и развитии эгоистам, при прочих равных условиях выделяйте именно их. Почему, а потому что именно эгоисты гарантировано используют полученные знания, потому что ему это нужно и он хочет чего-то добиться. Как известно в основе развития - неудовлетворенность, поэтому обучайте тем знаниям, которые нужны компании, но и учитывайте конкретные «почему?» ключевого персонала, лидеров и талантов. А как быть, если знания уйдут из компании? А кто может дать такую гарантию в отношении командных игроков? Знания всё равно уходили, уходят и будут уходить из компании, будьте реалистами. Но некоторые знания уходят неиспользованными для пользы компании, для её будущего. Их просто никто не применил вообще.

Мотивация персонала – сосредоточьтесь на мотивации ключевого персонала, лидеров и талантов. Что мотивирует эгоиста – прогресс на его пути. Но именно эгоист будет требователен к тому, чтобы его в компании уважали и прислушивались к его мнению, не надо любить, не надо несбывшихся обещаний просто обеспечьте ему эту возможность. Найдите точки пересечения между интересами компании и интересами сотрудника. Пока ему будет интересно, пока у него будет ощущаться прогресс,   сотрудничество между компанией и сотрудником будет продолжаться. Как только это сотрудничество изживёт себя, эгоист покинет компанию. Но не исключен вариант, что с эгоистом можно договориться и обеспечить ему еще один понятный взаимовыгодный горизонт. Катастрофа скажите вы, зачем же такой персонал, а затем, что период его сотрудничества, каким бы он ни был, будет более результативным, чем годы сидения других сотрудников, которые называют себя командными.

Уверен, что такое отношение между сотрудником и компанией более честное. Со временем компания научиться понимать и даже управлять этим процессом. Что еще критически важно в вознаграждении большая часть сотрудника-эгоиста должна зависеть от его конкретных усилий, ни от компании, ни от подразделения, а именно от его конкретных усилий. И понятное дело у него должна быть возможность на это влиять. Если это не потребует перестройки всей системы вознаграждения сделайте это, результат будет обязательно.

Корпоративная культура – если компания приняла решение сотрудничать с разумными эгоистами, то ей придется несколько изменить свои ритуалы и обычаи. Не лишайте сотрудников своего я, откажитесь от абсурдных мероприятий типа всеобщих построений, поднятий флагов, обязательного проведения досугов всем коллективам (абсурд, но к сожалению встречается нередко). Я думаю, вы лучше знаете, что у вас есть и чем можно безболезненно пожертвовать. Оказывайте эгоистам больше доверия, пусть проявляют ответственность, четко очертите границы полномочий и не вмешивайтесь, пусть некоторые или все задачи будут с вызовом, но будьте разумны не напоминайте мачеху из сказки Золушка.

Что же теперь, спросят некоторые, наводнить компании сотрудниками эгоистами. Такого, я по-моему, не говорил, но на ключевых должностях эгоисты мне кажется правильным и современным решением. На тех должностях, на которых принимаются решения или рождаются инициативы сотрудник- разумный эгоист тоже правильный выбор. И еще один момент, почему эгоисты выгодны для компании, они никогда не уйдут из компании все одновременно или же компании нужно будет очень постараться для этого.

Если всерьез задуматься об этом вопросе, то может возникнуть ситуация, что настоящих разумных эгоистов на все компании не хватит или кто-то из них будет по-прежнему в образе командного игрока и не успеет из него выйти. Тогда в этом случае, компании должны бросить вызов сотрудникам, которые уже на неё работают и может оказаться, что разумные эгоисты уже оказались в компании и просто ждали своего часа его проявить.

Вот такая моя точка зрения на разумный эгоизм. Повторюсь и скажу, что, по-моему, мнению это будет трендом ближайшего будущего в HR. Если кто-то думает что это утопия или что ваша компания к этому не готова, то я очень спокойно к этому отнесусь. Не готова, так не готова. Я хочу сказать лишь, что поколение, которому сейчас двадцать и чуть больше или чуть меньше значительно большие эгоисты, чем предыдущие поколения (именно об этом говорят периодические опросы и исследования). И рано или поздно компании всё равно будут вынуждены с этим считаться, так почему бы не начать это делать чуть раньше остальных. Прошу вас просто задуматься об этом.

Олег Барыш

www.hrrationalis.com


Метки данной записи: управление персоналом hr разумный эгоизм эгоизм сотрудников

Комментарии
Бабушкин Эдуард 15.10.2012 22:11:18

Олег, это вполне соответствует моему пониманию и, что более важно, таким исследованиям как i4cp, где на ближайщие 5 лет такая компетенция HR как работа в команде сильно упадет в важности по мнению самих HR

Для того, чтобы размещать статьи в Блоге, Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться или

Share |

 


О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM