\
Недавно в очередной раз наблюдала такое явление: перевели курс одного
профессора в электронный и получилось что-то совсем неинтересное. А в очном
обучении этот профессор звезда в ВУЗе, к нему ходят на лекции все группы, даже
из других потоков. И он считается очень талантливым преподавателем. Ведет
отличные и динамичные семинары, делает со студентами большие проекты. А в
e-learning - получилось "типичное не то". Много текста, много
пунктов, скучно-скучно.
Я стала спрашивать, как происходил процесс
разработки. Мне рассказали, что делалось все очень правильно - сначала сделали
требования к материалам, которые будут опубликованы в электронном виде, по
этим требования профессор все написал, отдал в специальный отдел, там все
подробили на кусочки (не забывая про требования к объему странички), собрали в
правильном шаблоне, протестировали и опубликовали в СДО. И ждали восторгов от
слушателей. Их не было.
Теперь актуальный вопрос - почему? Что
забыли разработчики? Что потерялось? Ответ - потеряли человека. Того самого
отличного преподавателя. Потому что вся фишка была в нем, а не в материале.
Конечно, от материала многое зависит - некачественный материал все портит,
даже работу самого классного преподавателя (хотя, как мне кажется, хороший
преподаватель по плохому материалу работать не будет). Но именно работа
преподавателя делает курс уникальным - умение рассказывать, умение увлекать,
давать интересные задания и мотивировать на их выполнение.
Теперь
что мы получаем в электронном курсе: много, пусть даже и хорошо оформленного,
но текста. И тесты. И все. А где обучение? Где общение, интересные задания и
все такое прочее, что делает обучение социальным и активным процессом? При
переводе курса из очного в электронный мы очень часто теряем самую суть. Мы
делаем электронную книгу. А это совсем не то, что происходит в аудитории.
Именно это и объясняет, почему e-learning на западе такой дорогой -
там никто не делает 100 курсов в год, потому что никому не нужно столько
текста. А сделать столько активных, методически проработанных, курсов
невозможно. Более того - правильно работать в e-learning смогут не все,
потому что также как и работа в аудитории не у всех идет, также и тут. И не
факт, что тот самый профессор, про которого я написала в начале, будет также
отлично работать онлайн.
Выводы:
- перевести курс из очного в
электронный не значит опубликовать текстовые и даже интерактивные материалы в
СДО
- нужна методика активного обучения, где студент (слушатель) будет
активно работать и участвовать и понимать свою роль (это особенно важно для
электронного обучения)
- преподавателя к новой работе нужно готовить,
потому что как именно организовать активное обучение знают не все, нужно
рассказать про инструменты, и про возможности и показать примеры
- не все
хороши в аудитории, не все будут хороши и онлайн. Онлайн потребуются навыки
отличные от работы в аудитории
Кстати, аналогичная история с
корпоративным обучением и корпоративными тренингами. Когда активный игровой
тренинг укладывают в 200 безликих слайдов - никому это неинтересно, а потому -
неэффективно