сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
Имя 
Пароль  забыли?
Присоединяйтесь!

Новые материалы

   Плохое обращение с кандидатами на вакансии может дорого обойтись компании
   Почему секреты успешных людей и компаний вам не помогут
   Концепция Индустрии 4.0
   11 книг из обязательного списка Гарвардской школы бизнеса
   Команда студентов Вышки создало приложение для мониторинга вовлеченности аудитории

Семинар
"HR-Аналитика в R"

Москва,20-21 июня


______________________________

ВНИМАНИЕ
Желаете узнать свою стоимость на рынке?

Сколько я стою на рынке
______________________________
 
Подпишитесь на
рассылку
Вебинары HRM

*Подписка на НОВОСТИ HRM
Пожалуйста, укажите ваш e-mail адрес:
  


 

Облако тегов
agile альфастрахование альфастрахования аналитика для hr apple ассессмент-центр автоматизация hr-бизнес процессов автоматизация бенчмаркинг бизнес-процессы бизнес симуляция бизнес тренинги для руководителей бизнес тренинги онлайн бизнес дистанционное обучение персонала дистанционное обучение e-learning e learning электронное обучение электронные курсы hr-аналитика hr-бренд hr-конференции hr-метрики hr-видео hr инновации исследования josh bersin кадровый резерв карьера клиентоориентированность клиентский сервис для развития продаж клиентский сервис тренинг клиентский сервис компетенции корпоративная культура корпоративное обучение корпоративные бизнес тренинги коучинг kpi лидерство лидеры linkedin менеджмент модель компетенций мотивация персонала мотивация неформальное обучение обучение персонала обучение сотрудников предприятия обучение сотрудников обучение оценка эффективности обучения оценка персонала организационная культура персонал подбор персонала поиск работы продажи психология разработка речевых модулей для работы с претензиями рекрутеры рекрутинг рекрутмент roi рынок труда собеседование социальное обучение социальные сети стандарты клиентского сервиса стандарты обслуживания клиентов стив джобс таланты текучесть персонала тестирование тренинги по клиентскому сервису тренинги по сервису тренинги тренинг угловое преобразование фишера управление качеством обслуживая клиентов управление персоналом управление талантами управление текучестью персонала управление знаниями управление вебинары вовлеченность персонала websoft знания

все теги


События

  25.05.2017
II ежегодная онлайн-конференция hr-кухня!
  01.06.2017
III Всероссийская Конференция «Новое в регулировании трудовых отношений 2017: законодательство и судебная практика»
  20.06.2017
Семинар-практикум "HR-Аналитика в R", Москва, 20-21 июня 2017
полный список

Последние обсуждения

  21.04.2017 14:16:42
командообразование или просто выезд на природу
  20.04.2017 17:52:29
Как сделать так, чтобы тебя не заменили роботом?
  19.04.2017 15:27:00
Рекрутер (подбор рабочих строительных специальностей, удаленно)
  17.04.2017 13:52:30
Вакансия! Digital Creative Designer!
  10.04.2017 19:26:30
Био инженеры-это кто и какие у них зп?


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы

HR-Блоги
Мирошниченко Андрей Николаевич 02.04.2014 9:11:00

Как правильно вести знаниевую войну

 Первоначально опубликовано здесь

Недавно специалистов по дистанционному обучению облетела новость о том, что Coursera ограничила доступ к своим открытым электронным курсам слушателям из различных стран, которые США считает враждебными себе (Куба, Иран, Судан, Сирия). Более того, как только появились МООС (массовые открытые онлайн курсы) у многих специалистов появилось предположение, что само это явление есть шаг в знаниевой войне. Основания для этого суждения были следующие.

Несколько американских университетов, которые занимают топовые позиции в мировом рейтинге, создают общую онлайн платформу по электронному дистанционному обучению и дают возможность получить престижное образование из любой точки мира. Причем пропускная способность этой платформы настолько велика (сотни тысяч слушателей каждого курса), что эта платформа получила возможность конкурировать одновременно с большим количеством университетов, расположенных во всех точках мира. Вообразите себе преимущество - вы учитесь не выходя из дома и получаете диплом ведущего университета мира. К чему вам мучения в отечественном ВУЗе? Вопросы с качеством образования и оценки по каждому курсу признаются техническими, как и получение денег за образование. В итоге мир подсаживается на американское образование, отечественные научные школы отмирают, автохтонные знания заменяются не всегда на эксклюзивное, зато самое широко признанное знание. Таким образом одна страна через знания диктует свою норму деятельности всему миру.

Не знаю, насколько состоятельны такие опасения, но сам феномен знаниевой войны уже, по-моему, начинает заслуживать самого активного внимания.

Давайте попробуем ответить на 3 вопроса:
 
  1. Что такое знаниевая война?
  2. Как победить в знаниевой войне?
  3. Как защититься в знаниевой войне?




1. Что такое знаниевая война?


Знаниевая война - это целенаправленное нанесение ущерба противнику либо через лишение его ключевых знаний, либо через передачу ему диверсионных знаний, либо за счет лишения его способности управлять собственными знаниями.


Из этого определения следует:

  • Во-первых, что знание мы рассматриваем как определенный ресурс деятельности. Т.е. ущерб наносится не самому знанию, а деятельности, которое оно (знание) обслуживает. 
  • Во-вторых, мы видим, что существуют всего 3 способа ведения знаниевой войны. Первый - лишение ресурса (мы знаем такие примеры, например, это убийства специалистов, разрабатывающих различные виды вооружения и т.п.). Второй - это заведомо неадекватная трансляция знаний в заданный контекст деятельности (например, трансляция норм подсистемы в надсистемный контекст (перенесение норм обращения с техникой на обращение с человеком). Третий - это лишение способности правильно распоряжаться уже имеющимся ресурсом.
Все остальные формы ведения знаниевой войны - только различные варианты представленных выше.


2. Как победить в знаниевой войне?

Итак, вы решили вступить в знаниевую войну со своим соперником или соперниками. Что следует делать?

Для победы в знаниевой войне следует делать следующее:

2.1. Лишить оппонента знаниевого ресурса.
Как это сделать лучше всего?
2.1.1. Определить ключевую деятельность оппонента, которая представляет для вас наибольшую угрозу.
2.1.2. Выделить в ней знания, которые обеспечивают эту деятельность в первую очередь. Для бизнес-деятельности я бы выделил следующие по значимости виды ключевых знаний:
  • Предпринимательские знания (знания того, где получить добавочную стоимость);
  • Ключевые компетенции организации (по Прахаладу-Хаммелу);
  • Знания эффективной организации цепочки создания ценностей;
  • Узкоспециальные знания.
2.1.3. Определить источники этих знаний. Как правило, это либо конкретные эксперты, либо в самых продвинутых случаях деятельность по генерированию этих знаний, определенная технология.
2.1.4. Определить оптимальные методы лишения оппонента источников знаний (переманить эксперта, скопировать технологию генерирования конкурентных преимуществ и т.п.)
2.1.4. Применить выбранный метод.


2.2. Знаниевая диверсия.
О способах нанесения знаниевой диверсии я уже писал. Только тогда мы рассматривали диверсию по незнанию. Теперь же можно говорить о диверсии по знанию.
Поначалу алгоритм такой же как в предыдущем пункте:
2.2.1. Определить ключевую деятельность оппонента, которая представляет для вас наибольшую угрозу.
2.2.2. Выделить в ней знания, которые обеспечивают эту деятельность в первую очередь.
Но затем начинается самое интересное:
2.2.3. Определить наиболее диверсионное знание для конкретной ключевой деятельности. Т.е. следует ответить на вопрос, какая технология, методика и т.п., примененная в данном месте, приведет к наибольшему ущербу? Ущерб в данном случае меряется степенью отклонения от целей деятельности. Вернее, он меряется отклонением от целей вашей - оппонента - деятельности. Чем больше деятельность оппонента соответствует вашим интересам, тем лучше (кстати, лучше всего было бы, чтоб выгода для вас означала выгоду и для него). Как видите, самым диверсионным и простым для вас знанием будут те знания, на основе которых оппонент будет определять свои долгосрочные цели, подцели и задачи (а теперь вспомним про вашу методологию определения стратегических целей организации и вообще персональных целей владельцев бизнеса).
2.2.4. Определить оптимальный способ причинения ущерба:  
  • применять знания в противоречии с оперативным временем деятельности;
  • применять знания в противоречии с системным уровнем порождения и применения знания, изолировать транслируемое знание от мероприятий по адаптации его в новый системный контекст;
  • использовать вместо знания информацию, т.е. изолировать применение знаний от процедур рефлексии практики применения информации;
  • изолировать практику применения знаний от адекватной оценки факторов, влияющих на эффективность применения знаний - финансовых, структурных, человеческих и т.п., выбор заведомо неадекватных критериев оценки практики применения знаний;
  • растянуть период дисконтирования применяемых знаний. Проще говоря, откладывать оценку результатов применения знаний на как можно более дальний срок или лучше вообще не осуществлять такую проверку;
2.2.5. Определить способ реализации знаниевой диверсии.
2.2.6. Осуществить диверсию.

2.3. Лишение способности управления знаниями.

Что такое МООС? Что позволяет странам, организациям знать, какие знания ей понадобятся завтра? Что позволяет, определять тех, кому, когда, какие знания понадобятся? Только способность управлять собственными знаниями и контроль организации над процессом порождения, использования и утилизации знаний будет делать организацию более успешной.
Как же навредить оппоненту в этом случае? Очень просто. Создать вешнюю систему генерирования ключевых знаний и продавать их оппоненту. Например, через отраслевые стандарты, систему сертификации, профессионального обучения и т.п. А потом в один день лишить доступа оппонента к этой системе. Или подменить полезные знания диверсионными. Поэтому фундаментальными игроками в мире знаниевых войн могут стать системы порождения, проверки и распространения знаний (профессиональные сообщества, система образования и т. п.). А это уже совсем другая история.

3. Как защититься в знаниевой войне?

Единственный способ защититься в знаниевой войне - развивать способность осознавать роль знаний в вашей деятельности, формулировать требования к знаниям, искать, создавать и применять знания, ф
ормализовать знания, которыми владеют ключевые эксперты. Т.е. управлять собственными знаниями. 

Если вы не можете выделить в своей деятельности знание как элемент, значит ваша деятельность полностью зависит от знания и неадекватность знания приведет к смерти деятельности. В обратном случае, если вы рефлексируете и управляете собственным знанием, можете его отвергнуть, оформить требуемые параметры к нему, то вы можете довести знание до требуемого для вас состояния.

По сути единственный способ идеального управления знаниями, т.е. такого управления, которого нет, а результат создается - это организационное научение. 

Механизм научения следующий. 
Знание само по себе ничего не стоит. Важна деятельность по порождению, проверке и включению знания в другую деятельность. Без этого всякое гениальное открытие или изобретение оказывается случайностью. Тогда организационное научение предполагает следующие действия:
  1. Выделять деятельность, которая является для вас ключевой.
  2. Формулировать гипотезы относительно того, какие ваши действия в рамках этой деятельности могут привести к достижению целей. Обосновывать эти гипотезы как можно глубже.
  3. Проверять гипотезы, реализуя действия, основанные на ваших гипотезах.
  4. В случае неуспеха, выявлять его причины, искать новые основания и запускать процесс по-новой.

И не забывать, что знания являются таковыми только тогда, когда они сформулированы и могут быть достоянием не одного человека, а нескольких. Ибо наличие знания у одного и только одного человека делает его (знание) диверсионным для другого, от кого он зависит.


Заключение

Если честно,  полет 
моей фантазии на тему знаниевой войны не предполагает, что я хочу помочь читателю разжечь и выиграть знаниевую войну. Более того, я вообще сомневаюсь, что в чистом виде это возможно. Потому что давно пора понять, что в знаниевой войне главным врагом для организации является она сама.

Поэтому, дабы повысить эффективность вашей системы управления знаниями проведите штабные учения - проведите стратегическую игру по ведению знаниевой войны против вашей организации и получите на выходе все узкие места в вашей системе управления знаниями. В дальнейшем, имея перед собой карту узких мест, вы сможете снять эти ограничения и как минимум значительно сократить риски от привычного способа использования знаний.


Метки данной записи: знаниевая война управление знаниями диверсионный подход самообучающаяся организация

Комментарии
Бабушкин Эдуард 02.04.2014 13:24:08

спасибо за пост, опубликовал в блоге технологии e-learning

Барвитенко Надежда 04.04.2014 11:53:43

Жаль не получилось у меня как-то раньше (знаний и умений не хватило) написать пост

что знания должны быть открыты, как бы это сказать -- начинающий знаниевую войну в долгосрочной перспективе проиграет....

Кемерчев Георгий 15.04.2014 22:14:02

Как-то все печально получается в примере с Coursera. Чтобы заметно навредить тем же Кубе или Ирану, лишив в один день доступа к этой системе, нужно чтобы Coursera стала ключевым и стратегически значимым каналом получения знаний в этих странах. Предположу, что это не так. И если была какая-то научная школа, отмирать будет не быстро.

 

Про "мир подсаживается на американское образование" – представил на минутку, что те же США внезапно полностью ограничили доступ Индии, Вьетнаму, Китаю, Тайваню к техническим, технологическим и ИТ курсам. Получится как в шутке "купил билет, пойду пешком назло кондуктору" :)

Для того, чтобы размещать статьи в Блоге, Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться или

Share |

 


О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM