сделать домашней  добавить в избранное  карта сайта RSS
 
Поиск:

Все вакансии
ВакансияСпециализацияГородЗарплата

События

полный список

Последние обсуждения

  26.09.2019 16:41:06
Новый уровень безопасности дыхания
  30.08.2019 14:26:41
Worldskills International и 3М запускают новый совместный проект «Образование во имя будущего»
  30.08.2019 11:33:40
Молодые профессионалы за устойчивое будущее
  24.08.2019 14:36:18
Научные эксперименты, продуктовые тесты и мировые технологии для молодых профессионалов
  09.08.2019 16:18:31
Только оригинальные СИЗ обеспечивают гарантированную защиту


Опросы
  Актуальные направления работы HR вашей организации 2017
Все опросы

Бизнес-образование в России


Бизнес-образование в России

"..бизнес-школы в своих рекламных концепциях кроме качества образования, как правило, создают легенду о выпускнике, который увеличивает свою стоимость на 50-100% после окончания бизнес-школы"
Тематические разделы:
Обучение и развитие персонала
Обучение и развитие персонала : Очное обучение : MBA
Статьи : Обучение и развитие
Интервью
Обучение и развитие персонала : Очное обучение

Автор: Глушков Александр (эксперт портала)

Дата публикации: 28.09.2010



Каков ценовой диапазон на бизнес-обучение сегодня?

Ценообразование в области корпоративного бизнес- обучения в нашей стране в большинстве случаев строится, исходя из принципа, а сколько может/хочет ( нужное подчеркнуть) заплатить клиент провайдеру обучения. Если говорить об абсолютных цифрах, приведенных к тренинг-дню, разлет по вилке от минимального значения до максимального может показаться пропастью и среднее значение не сможет охарактеризовать ситуацию. Существует серьезное региональное различие. Платить московскому тренеру многие региональные компании не могут, цифра кажется заоблачной, появляются местные провайдеры, адекватно оценивающие местный рынок.

Чем обусловлены такие цифры? Как определяется стоимость того или иного курса?

В большинстве случаев платят не за курс, а за тренера или бренд провайдера. Другими словами, говорить об уникальности предлагаемого материала сложно ( в книжках обычно все написано, и книжек этих очень много), а вот уникальность тренера присутствует. Есть "звезды", которые как-то себя зарекомендовали, есть начинающие, никому не известные личности. То же самое и с провайдером - известное имя школы, учебного центра делает свое дело. Кроме этого, есть стандартные курсы, а есть курсы, которые разрабатываются под конкретную компанию, проблему. В этом случае подобная работа может оцениваться как мини консалтинг. Цена будет соответствующей.

Конечно, формы и методы обучения влияют на цену. Было любопытно наблюдать, как в разгар кризиса многие компании осваивали бюджет на обучение для того, чтобы обучить 50 чел на 5 тренингах для развития soft skills. В то время как, тот же бюджет мог быть использован для организации обучения бесконечного множества сотрудников при условии создания собственной системы дистанционного обучения. E-learning существенно дешевле, просто надо научиться им пользоваться.

Можем ли мы утверждать, что цены на обучение в регионах ниже чем в столице? Правда ли , что у столичных жителей потребность в качестве и объеме получаемой информации выше?

Можно рассматривать этот вопрос с разных точек зрения. У столичных жителей просто больше возможностей для обучения. Инфраструктура доступнее, выбор хороших программ обучения больше. Кроме этого, практически отсутствие безработицы в столице в докризисный год и жадность кадровых агентств заставляло людей маниакально наращивать собственную стоимость путем получения сертификатов и дипломов разного калибра. В регионах и безработица была выше ( да и сейчас существенно выше, чем в Москве) и получить нормальное образование в нужном объеме сложнее.


При этом проблема качества остается насущной для страны в целом. Отсутствие нормального базового, академического образования в области экономики, менеджмента приводит к тому, что эту функцию начинает выполнять сам бизнес, который методологически не всегда знает, что нужно делать, как надо учить. В итоге провайдерами обучения становятся вузы, в которых нет людей в преподавательском составе с практическим опытом работы или тренинговые центры, в которых иногда встречаются люди, сталкивающиеся с предметом на практике, но при этом не знающие, как это нужно преподавать. Картина в итоге грустная. Тренинговый рынок переполнен психологами, которые пытаются клиническую практику применять в бизнесе, и докторами наук, которые в лучшем случае организовывали собственный кооператив в 90-х. Так что потребность и в Москве и в регионах в обучении есть, только рынок пока ничего полезного предложить не может, кроме, наверное, понятных программ обучения, направленных на развитие hard skills.

Какова статистика в области повышения квалификации : чему люди больше учатся сегодня, какова тенденция, превышает ли спрос предложение или наоборот?

Люди учатся всему, и причина все тот же разрыв между базовым образованием и практикой. Вузы сложно винить в этом, они стали заложниками ситуации, практически выживая в современных условиях. Можно по-разному относится к системе образования в СССР, но если не касаться последних лет десяти, существовал, по сути, заказ от экономики страны, вузы знали кого учим, чему учим, была возможность реализации стажировок. Нельзя сказать, что это работало идеально, но сейчас этого нет вообще. В таких условиях люди либо учатся на практике, либо идут получать дополнительное образование, о качестве которого говорилось выше. Крупный работодатель решает эту проблему самостоятельно, прилагая все усилия к тому, чтобы люди учились прикладным вещам. Бизнес сам становится инициатором создания площадки "вуз-предприятие", инвестирует в будущих сотрудников, создавая материальную базу внутри вуза, привлекая собственных сотрудников к созданию учебной программы. По этому пути идет и компания MERLION, создав Центр Компетенций, самостоятельно реализовывая учебные программы для своих сотрудников и, накопив определенный опыт, даже начала предлагать эти программы рынку.

Не могу сказать, что это проблема постсоветского пространства, эта проблема всего мира, только в большинстве других стран эта проблема вызвана тем, что выпускники высших учебных заведений далеко не всегда работают по специальности. Если обратиться к статистике выяснится, что это происходит не только в нашей стране. Работодателям во всем мире приходится искать людей с хорошим базовым образованием, потенциальных специалистов в той или иной сфере и уже потом самим развивать те или иные навыки, исходя из конкретных потребностей бизнеса.

Так что спрос на качественное обучение есть практически во всех отраслях и профессиональных сферах.

Как обстоят дела с популярными какое-то время назад образовательными программами МВА? Приходит ли кто-то им на смену?

Программы МВА и сейчас пользуются популярностью. Причина связана с желанием людей повысить свою стоимость. Удивительно то, что большинство работодателей не рассматривает запись о полученном МВА дипломе в резюме кандидата, как серьезное преимущество. Опыт кандидата имеет главное значение. При этом бизнес-школы в своих рекламных концепциях кроме качества образования, как правило, создают легенду о выпускнике, который увеличивает свою стоимость на 50-100% после окончания бизнес-школы. Конечно, так тоже происходит, но дело не в МВА образовании, а совокупности факторов, касающихся конкретного кандидата. Дело в том, что в погоне за быстрыми деньгами российские бизнес-школы совершенно не задумываются о селекции. В принципе она практически отсутствует. Вместо того, чтобы систематизировать в ходе учебного процесса знания, полученные слушателями МВА программы на практике, происходит обучение азам экономики, менеджмента, маркетинга и так далее. Соответственно и уровень преподавателей, как правило, такой же. Ниже требования у слушателей, значит и преподаватель может быть другой. Не нужен практик, нужен теоретик, который достойно перескажет содержание умной книжки или заставит ее прочитать. Такие преподаватели тоже нужны, некоторые дисциплины в принципе теоретические, но очевидно, что не все. Призыв к тому, что у слушателей МВА программ будет возможность из общения с коллегами почерпнуть что-то новое, тоже не очень реализуется в жизни. Причина так же в отсутствии селекции. Таковы реалии бизнес-образования в России. Получение МВА образования на западе имеет смысл, если вы собираетесь работать в западных компаниях. Если вы чему-то учитесь, то, наверное, есть смысл применения полученных знаний на практике. Вот здесь как раз все и останавливается. Многие технологии в принципе мало или плохо реализуемы в условиях российской среды, а размерам бизнеса вообще противопоказаны внедрения, на примере которых написано большинство кейсов в западных бизнес-школах.

Share |

 

Версия для печати

Читайте также

Электронное образование - это не то, что вы думаете пока
Электронное образование - это не то, что вы думаете пока

Это, по сути, заметки на полях… Конференция ASTD TechKnowledge - 2010, Лас-Вегас, Невада. Элисон Розетт, профессор образовательных технологий в университете Сан-Диего и автор широко известных работ по данной тематике.

«В бизнесе виртуальная реальноасть существует с 1993 года»

Интервью с директором Центра виртуальной реальности КРОК Александром Леусом
Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов Таймменеджмент
Самокоучинг как элемент самомотивации

Будущее тимбилдинга в России и в мире. Тимбилдинг 2020
Будущее тимбилдинга в России и в мире. Тимбилдинг 2020

Эта глава предназначена для HR-специалистов, которые хотят попробовать заглянуть в HR-будущее. Это глава для руководителей и сотрудников тимбилдинг-компаний, которые напряженно размышляют и дискутируют о будущем тимбилдинга.

Имя 
Пароль  забыли?
Присоединяйтесь!

Новые материалы

   Названы самые высокооплачиваемые вакансии в Башкирии
   Не все профессии равны. Вчерашние школьники идут в телевизионщики и PR
   Новочебоксарские безработные граждане обучаются востребованным профессиям
   Где в Уфе заработать 100 тысяч рублей в месяц
   Сколько в среднем получают владимирские врачи?


Последние комментарии

  
   мне приятно Вас читать 99 % читаемое мной - мусор... А на ваших постах глаза отдыхают 
   Действительно, Эдуард, что это я! Всё ещё hr, всё ещё пишу - с удовольствием вернусь)))
   Марина, вы вернетесь к нам или уже все?)
   вы можете оставлять активную ссылку на источник 
Все статьи


Интервью




Публикую статью Алексея Королькова с видеокомментарием
все интервью


О проекте      Реклама       Подписка       Контакты       Rambler's Top100 Яндекс цитирования ©2000-2011, HRM